Когда готовила вариант про маяки, поняла, что мне нравятся все сооружения башенного типа: водонапорные башни вдоль железных дорог, часовые башни и, конечно, маяки. Есть в них какая-то основательность, устойчивость и надёжность, а маяк ещё и направляет, не даёт сбиться с пути.
Сегодня предлагаю вашему вниманию вторую часть моего варианта "Маяк". Начало здесь:
Текст опять взяла из "Бронзового мальчика" Владислава Крапивина. Послетекстовые задания, на мой взгляд, несложные. Может быть, фразеологизмы, как это часто бывает, поставят девятиклассников в тупик, а в остальном всё решаемо.
Прочитайте текст и выполните задания 6-9
(1)…Небо над Преображенском было ясное. (2)И ясно было на душе. (3)И Кинтель, посвистывая, свернул в Камышловский переулок. (4)По нему до школы самый короткий путь. (5)Самый короткий – не самый быстрый. (6)Пришлось остановиться: четверо местных взяли в полукольцо незнакомого мальчишку. (7)Видать, разбор устраивали: «Кто такой, чё тут ходишь по нашей улице? Гони полтину за проход…»
(8)Кинтель с ходу определил, что пацаненок из «Дворянского гнезда». (9)Аккуратненький такой, не чета местным охломонам. (10)Видимо, недавно приехал в эти места, записался в здешнюю школу и не знает еще, что ходить туда надо по людной улице Челюскинцев. (11)По переулкам и улице Достоевского для «дворянчиков» путь не безопасен.
!12)Мальчишка был небольшой, судя по всему, пятиклассник. (13)Потому что более младшие классы учились с утра. (14)А шестиклассники и семиклассники, хотя форму и отменили, соблюдают солидность, в шортах в школу не ходят. (15)Кроме нескольких пацанов из скаутского отряда «Былина». (16)Но те всегда при своих нашивках, витых синих галстуках и аксельбантах. (17)А этот в неформенной клетчатой рубашке – яркой, желто-сине-зеленой. (18)Был у мальчишки и галстук. (19)Пионерский. (20)Дополнительный повод, чтобы не дать человеку мирно добраться до школы.
(21)К галстуку потянулись - мальчишка молча отмахнулся, прикусил нижнюю губу и переводил с одного врага на другого зеленые, широко посаженные глаза…
(22)Среди всяких недостатков у Кинтеля был один очень досадный: слабая память на лица. (23)Вот и сейчас показалось, что вроде бы встречал этого мальчишку. (24)Но где, когда? (25)Может, нынешним летом, когда был в лагере «Голубая стрела»? (26)Там десять отрядов, каждого не упомнишь. (27)Впрочем, не важно…
(28)Кинтель подошел, плечом отодвинул бестолкового Витьку Зырянова:
(29)– Братва, о чем базар?
(30)Дых сказал с ухмылкой:
(31)– Сидим на лавочке, никого не трогаем, и вдруг этот, из Дворянского… (32)Идет в своих белых носочках, как по ковру, не здоровается с местным населением. (33)Мы говорим: "Скажи, мальчик, «здрасьте». (34)А он…
(35)– Обойдешься, Дых, без «здрасьте», – сказал Кинтель.
(36)А прижатый мальчишка глянул на него удивленно и, кажется, с радостью.
(37)– Кинтель, ты чё, – обиделся Дых. – (38)Из-за такого фраера на своих скребешь?
(39)– Сам ты фраер, – лениво разъяснил Кинтель. – (40)Что за привычка врагов искать? (41)Идет человек, вас не задевает… (42)Между прочим, ко мне идет, не к вам… (43)Айда, Саня, – Кинтель взял мальчика за руку. (44)Он, конечно, рисковал: Дых мог сообразить, что мальчишка шел не к дому Кинтеля, а в другую сторону. (45)Однако Эдька только захлопал глазами.
(46)Имя Кинтель сказал наугад. (47)А точнее, что-то припомнилось. (48)И кажется, угадал: мальчик улыбнулся, открыв крупные редкие зубы, поддернул ремень спортивной сумки.
(49)– Да, пошли, конечно.
(50)Когда свернули на улицу Мичурина, Кинтель выпустил руку мальчишки. (51)Тот смотрел со смесью смущения и доверчивой радости.
(52)– Здравствуй! (53)А я и не знал, что ты здесь живешь. (54)Ты ведь тогда не успел оставить свой адрес…
(55)Кинтель, размышляя, сделал несколько шагов. (56)Потом, глядя под ноги, проговорил насупленно и решительно:
(57)– Ты хоть обижайся, хоть что… но я не помню, где мы встречались.
(58)– Да? – мальчик вежливо постарался сдержать нотку разочарования. – (59)А откуда знаешь, как меня зовут?
(60)– Ну… так, от фонаря.
(61)Мальчик на ходу чуть отодвинулся от Кинтеля. (62)Коричневой ногой в белом носочке и новенькой сине-желтой кроссовке пнул на асфальте пивную пробку-звездочку, та запрыгала, заискрилась. (63)Потом он спросил слегка отчужденно:
(64)– А если не помнишь, зачем же стал заступаться… за незнакомого?
(65)– Ну а что, за незнакомого нельзя? (66)Если четверо на одного…
(67)Мальчик Саня сказал непонятно:
(68)– Тогда… тем лучше…
(69)И добавил уже иначе, беззаботно:
(70)– А встречались мы прошлым летом на теплоходе. (71)На «Михаиле Кутузове». (72)Помнишь?
(73)– Ой… Салазкин!
(По В.Крапивину *)
*Владислав Крапивин — детский писатель, поэт, сценарист, журналист и педагог. Неформальный лидер детского движения на Урале, создавший в Свердловске детский разновозрастной отряд «Каравелла».
6. Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Идущий в школу Кинтель увидел, что местные подростки окружили незнакомого мальчишку и не дают ему пройти.
2) На незнакомом мальчике была школьная форма и пионерский галстук.
3) У Кинтеля была плохая память на лица, поэтому он не сразу вспомнил, где видел раньше этого мальчика.
4) Присмотревшись к мальчику, Кинтель узнал его: они вместе отдыхали летом в лагере «Голубая стрела».
5) Кинтель заступился за мальчика, потому что был с ним знаком.
Ответ: _____________________________
7. Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Кинтель с ходу определил, что пацаненок из «Дворянского гнезда».
2) По переулкам и улице Достоевского для «дворянчиков» путь не безопасен.
3) Среди всяких недостатков у Кинтеля был один очень досадный: слабая память на лица.
4) Идет в своих белых носочках, как по ковру, не здоровается с местным населением.
5) Однако Эдька только захлопал глазами.
Ответ: _____________________________
8. Лексический анализ.
В предложениях 6-11 найдите просторечное слово, употреблённое в значении «неопрятный, неряшливо одетый человек». Выпишите это слово.
Ответ: _____________________________
9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая определение понятия «просторечие», данное в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова:
«Просторечия - допускаемые в литературных произведениях и разговорной речи для создания определенного колорита непринужденные и несколько грубоватые слова и формы языка, не входящие в норму литературной речи».
9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста:
«- А если не помнишь, зачем же стал заступаться… за незнакомого?
- Ну а что? За незнакомого нельзя? Если четверо на одного…
Мальчик Саня сказал непонятно:
- Тогда… Тем лучше…»
9.3. Как вы понимаете значение выражения ПРИЙТИ НА ПОМОЩЬ?
Напишите сочинение-рассуждение на тему: "Что значит прийти на помощь?"