Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Легко ли быть молодым?" (СССР, 1986) и "Леди Макбет Мценского уезда" (СССР, 1989)

Легко ли быть молодым? СССР, 1986. Режиссер Юрис Подниекс. Сценаристы: Абрамс Клезкинс, Юрис Подниекс, Евгений Марголин. 11,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Молодежь в документальном фильме Юриса Подниекса показана без желания направить «указующий перст», посетовать на то, что «нынче пошло не то поколение» и т.д. Во всех интервью со своими героями — панками, рокерами, кришнаитами, индуистами, фанатами поп-музыки — режиссер абсолютно серьезен и сохраняет уважительный и доброжелательный смысл беседы.

Молодые середины 1980-х уже со школьной скамьи сплошь и рядом видели, как у взрослых расходится слово и дело. И здесь, как это и показано в фильме Подниекса, ведущее место у молодежи заняла рок-музыка. Камера переносит нас на стадион, где танцуют и кричат тысячи тинэйджеров, где музыкальные страсти накаляются до температуры кипения. Большинству взрослых такая музыка и такое выражение чувств не по душе. Тем лучше, считают многие герои фильма: значит, эта та заповедная зона, куда не сунутся старшие со своим вечным желанием превратить порывы души в назойливые мероприятия...

Главное место в картине занимают судьбы молодых, не вписавшихся в «траекторию» общества. Девушка, которую людское бездушие заставило выброситься из окна. Оборвавшаяся в самом начале жизнь талантливого парня, мечтавшего, как и многие его сверстники о делах великих и возвышенных...

Редко случается, когда документальный фильм привлекает столь огромную аудиторию. Пожалуй, последний раз такое было с картиной Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм». В середине 1980-х картина «Легко ли быть молодым?» стала одним из лидеров проката.

Александр Федоров

-2

Леди Макбет Мценского уезда. СССР, 1989. Режиссер Роман Балаян. Сценаристы: Роман Балаян, Павел Финн (по одноименному произведению Н.С. Лескова). Актеры: Наталья Андрейченко, Александр Абдулов, Николай Пастухов, Татьяна Кравченко и др.

Роман Балаян любит экранизировать классику. Зрителям памятны его «Бирюк» по Тургеневу, «Каштанка» и «Поцелуй» по Чехову. На сей раз Балаян обратился к «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова.

Режиссер делает фильм о роковой и трагической любви. Спору нет, многое в картине удалось — замечательно изобразительное решение, поразительно емкий и тщательно разработанный звукоряд.

Наталья Андрейченко и Александр Абдулов играют эмоционально, ярко. Правда, выдержать эту «температуру» дуэта, актерам, на мой взгляд, удается не всегда. Особенно в столь важных для фильма любовных сценах.

После филигранного «Поцелуя» (1983) Роману Балаяну никак не удается поставить фильм, достойный его таланта. «Леди Макбет...» шедевром, увы, не назовешь. Еще одна добротная экранизация...

Александр Федоров