Микросон стал причиной множества несчастных случаев со смертельным исходом. Хотя микросон до сих пор полностью не изучен, эксперты по безопасности сходятся во мнении, что единственная эффективная профилактика — достаточный отдых. Многие водители столкнулись с такой ситуацией. Вы ехали несколько часов, сейчас ночь, и теперь вы недалеко от дома. Движения почти нет, ваши пассажиры давно уснули, радио, кажется, снова и снова играет одни и те же песни. Внезапно ваша голова падает вниз. Через долю секунды вы просыпаетесь и резко дергаете руль, чтобы машина не улетела с дороги. Это микросон.
Многим автомобилистам повезло, и это сходит им с рук, но другим не так повезло. «Микросон относится к категории несчастных случаев, вызванных невнимательностью к вождению, что, как правило, является наиболее распространенной и самой трагичной причиной несчастных случаев, — говорит Карел Мулач, руководитель группы исследований безопасности дорожного движения ŠKODA.
Движущийся автомобиль, которым в данный момент фактически никто не управляет, может сойти с дороги и столкнуться с каким-либо препятствием, либо с пешеходом, либо с велосипедистом, либо может столкнуться с впереди идущим автомобилем или, что еще хуже, двигаясь в противоположном направлении по другому сторона дороги. «Хотя вы можете принять закон, запрещающий использование телефона за рулем и налагающий штрафы, вы ничего не можете поделать с микросном», — говорит Мулач, объясняя, почему водители часто недостаточно серьезно относятся к этой проблеме.
Опасность ночи и скуки
Усталость — очевидная причина микросна. Но усталость может быть вызвана различными факторами. «Эти ситуации чаще всего возникают ночью, как правило, после долгой дороги или когда водитель не выспался. Но микросон может случиться и днем», — объясняет Мулач. «Сон обычно регенерирует тело, и эта потребность может одолеть нас, например, после тяжелой рабочей встречи. Когда после такой встречи группа коллег едет обратно за сотни километров, они засыпают по дороге, и водитель остается один, но ему тоже хочется спать», — говорит Мулач.
Доцент Матуш Шуха с факультета психологии Университета Палацкого в Оломоуце подтверждает, что микросон может возникать и в неожиданных ситуациях. «Усталость может возникнуть от монотонной деятельности — даже тот, кто достаточно выспался и отдохнул, может устать после продолжительного выполнения монотонной деятельности. Когда мы подвергаемся постоянно повторяющимся импульсам, мы можем стать менее бдительными, и наша активность падает», — объясняет Шуча.
Вождение – это именно такая монотонная деятельность. «Водители часто автоматизируют вождение, поэтому тело получает импульсы, позволяющие ему расслабиться», — говорит он, указывая на то, почему такая требовательная вещь, как вождение, может убаюкать вас.
Учитывая количество пройденных километров и количество дорожно-транспортных происшествий, риск может показаться водителям очень небольшим – и статистически это правда. Вот только последствия, как правило, очень серьезные.
Отдых и планирование
По мнению экспертов, лекарств от микросна не существует — единственный способ избежать его — достаточно отдыхать. «Идеально — остановиться, откинуть сиденье и поспать, скажем, 15 минут», — объясняет Карел Мулач, как должен вести себя водитель, если он очень устал или только что проснулся от микросна.
Конечно, важно остановиться в безопасном месте, что может быть проблемой. «Многие люди, побывавшие в подобных авариях, говорят нам, что чувствовали усталость, но ближайший выезд или заправочная станция на автомагистрали находились, скажем, в пятнадцати километрах. И водитель так далеко не проехал», — говорит он. Тем не менее, он не рекомендует останавливаться на жестком плече во что бы то ни стало.
Как улучшить микросон
1. Достаточно отдохните перед поездкой
2. Если вы рано ложитесь спать, не садитесь за руль до поздней ночи
3. Если вы не жаворонок, не садитесь за руль на рассвете
4. Тщательно спланируйте свое путешествие
5. Делайте регулярные перерывы
6. Остановитесь в безопасном месте и отдохните
7. Поболтайте с пассажиром
8. Выпейте чашечку кофе, откройте окно
9. Не полагайтесь на системы безопасности
10. Лучший помощник — хорошо отдохнувший водитель.
"Основной совет, как избежать микросна, — правильно спланировать путешествие. Двигайтесь со своей обычной скоростью, выезжайте в нужное время, делайте перерывы. Некоторым людям не нравится водить машину утром, другим не нравится водить машину ночью – мы должны соответствующим образом планировать нашу поездку», – объясняет Мулач.
Существуют различные рекомендации о том, что делать, если вы испытываете микросон. Некоторые люди предлагают заняться спортом, выпить кофе или энергетический напиток. Эти решения обычно работают какое-то время, но проблема в том, что усталость может потом вернуться еще сильнее. Смесь импульсов также может помочь в определенной степени. Могут быть полезны более частые перерывы во время поездки или общение с пассажиром.
Доцент Шуха также говорит, что водители должны научиться распознавать признаки усталости. «Универсального совета, как распознать усталость, не существует. Вы должны осознавать себя. Проще говоря, хорошо, когда водители действительно думают об усталости», — говорит Шуха, добавляя, что люди имеют естественную склонность игнорировать усталость. «Мы подсознательно приучены работать интенсивно и игнорировать усталость в течение определенного времени», — говорит он.
Сам водитель - лучший помощник
Также не существует надежного научного метода определения усталости. «Надежных неинвазивных методов определения усталости не существует. Такие вещи, как ЭЭГ, на самом деле не работают и будут неудобны для водителей», — говорит Шуча. В наши дни автомобили имеют различные функции определения усталости, но, по словам Шухи, они обычно предупреждают водителей только тогда, когда уровень усталости превышает определенный порог. До этого момента датчики движения рулевого колеса или камеры в автомобиле не могут надежно распознать усталость.
Когда микросон наступает на самом деле, даже традиционные системы помощи, помогающие водителю в стандартных ситуациях, не обязательно его спасут. «Возьмем гипотетическую ситуацию, когда система помощи при удержании полосы движения удерживает автомобиль на хорошей прямой дороге между полями, а водитель находится в состоянии микросна», — говорит Карел Мулач, создавая сцену. «Водитель просыпается — ничего не произошло, и он продолжает свой путь. Через несколько километров он уже на извилистой дороге в лесу и снова засыпает. Вместо того, чтобы машина съехала с дороги и уехала в поле с минимальными последствиями, машина могла столкнуться с деревом», — поясняет он.
Тем не менее, в некоторых ситуациях ŠKODA может спасти водителя от микросна. Автомобили, оснащенные системой Emergency Assist, при необходимости могут самостоятельно остановиться и включить аварийную сигнализацию. Система активируется автоматически, если водитель недееспособен: сначала подается предупредительный сигнал для водителя, затем автомобиль инициирует короткий маневр. Если водитель по-прежнему не реагирует, автомобиль с коробкой передач DSG может автоматически остановиться. Так или иначе, продвинутые современные системы помощи являются не более чем хорошим помощником, и для эффективной работы им нужно одно – хорошо отдохнувший и бдительный водитель.
Самые надежные функции безопасности очень помогут вам, но, в конце концов, вы — самая важная функция безопасности из всех. Потому что ты заботишься.
Самые надежные функции безопасности очень помогут вам, но, в конце концов, вы — самая важная функция безопасности из всех. Потому что ты заботишься.