Всем привет с вами Волшебная музыка ✨
Давненько не виделись, надеюсь статьи теперь будут выходить чаще🤗
Итак, сегодня у нас строчное пение.
Строчное пение - это род многоголосного пения в древнерусской церковной музыке.
Время его возникновения в Древней Руси точно неизвестно. В. М. Металлов относил строчное пение к XVII веку. Согласно концепции В. М. Беляева, многоголосное пение возникло ещё в XII-XIII веках. Первое упоминание о строчном пении появляется в Чиновнике Новгородского Софийского собора, который излагает порядок богослужения в 40-х годах XVI века.
Строчное пение не получило теоретического развития, руководства по композиции неизвестны. Один из основоположников русской медиевистики князь Владимир Федорович Одоевский писал об этом пении:
Между ними (голосами) нет никакого гармонического сопряжения: здесь явно отдельные голоса и никакое человеческое ухо не может вынести целого ряда секунд, что здесь на каждом шагу.
А между тем, строчное пение было крайне любимо, почитаемо и ценимо русскими людьми в XVI - XVII веках, о чем свидетельствует хотя бы огромное количество строчных партитур.
Строчное пение возникло на основе русского народного песенного многоголосия, и практика народного хорового пения определила собой построение и состав строчной партитуры. Гетерофонно-гармоническая фактура изложения строчного пения была очень близка линеарно-вариантным формам народного многоголосия.
В строчном пении, также как и в других распевах , не было гармонической вертикали, функциональных тяготений, что придавало ему характер статичности и монолитности. Все голоса строчной партитуры является мелодическими. Начинаясь с унисона всех голосов, строчная ткань как бы расслаивалась в некие многоголосные созвучия. Строчное пение нужно понимать как лучи одного солнца.
Существует несколько видов строчного пения: демественное строчное, путевое строчное, знаменное строчное, в зависимости от способа их написания. Есть 2-х, 3-х, реже 4-х голосное строчное пение.
Голос, ведущий основную мелодию, обозначался в партитуре словом "путь", а его исполнители назывались "путниками" (надо отметить, что "путь" строчного пения представлял собой мелодию обычного знаменного, а не путевого распева).
Средний голос - "путь" - всегда выделялся в партитуре красным, остальные - черным цветом.
В строчном пении путников было в несколько раз больше, чем остальных голосов, поскольку они вели основную мелодию.
Мелодия, лежащая выше пути, обозначалась словом "верх", а мелодия, лежащая ниже - "низ";
соответственно этому исполнители их назывались "вершниками" и "нижниками".
В четырехголосном изложении прибавлялась ещё мелодия, называвшаяся "демеством", а ее исполнители именовались "демественниками", возможно потому, что эту мелодию исполняли сами руководители хоров - доместики, или демественники. Названия хоровых голосов, таким образом, определялись положением той или иной мелодии в партитуре и ее значением в хоре.
Партии отдельных голосов строчной партитуры ограничивалась объемом квинты или сексты и редко достигали октавы. Это делало доступным для большинства певцов исполнение любой строки партитуры. Поэтому отдельные партии самостоятельно не расписывались, все певцы пели по партитуре. Развитие строчного пения, основанного на принципах народного хорового исполнительства, шло по пути постепенного усложнения - от двухголосия к трехголосию и затем к четырехголосию. Существующие записи строчного пения позволяют установить в общих чертах основные этапы развития этого вида певческого искусства.
Основная мелодия здесь изложена во втором голосе, первому же поручается контрапунктирование. Это наиболее ранний вид двухголосия, где контрапунктирующий голос ещё не обладает свободой и самостоятельностью движения; "тяжеловесные" унисоны на целых нотах, появляющиеся часто в середине мотивов, и внезапно прекращающие контрапунктирование, а также и "наползание" контрапункта на основную мелодию являются следствием далеко не созревшего полифонического мастерства.
Дальнейшим шагом в развитии строчного пения было введение "ленточного" голосоведения. Свойственный народному многоголосию прием "расщепления" унисона в терцию или другой консонирующий интервал широко использовался мастерами строчного пения.
В народном хоровом пении встречаются приемы, очень близкие к приведенным образцам строчного многоголосия: голоса, начав петь в унисон, затем расходятся в терцию, а иногда образуют и трезвучие, затем снова возвращаются к унисону, чтобы потом опять разойтись и т.д.
Мастера строчного пения включили эти приемы народного многоголосия в рамки стилистических норм церковной музыки. Они ограничили возможности голосоведения объемом церковного звукоряда с присущим ему низким регистром. Свободе движения голосов, которая свойственна народной песне, они противопоставили плавное, поступенное движение. К тому же пространность текстов многих церковных песнопений, псалмодический характер их одноголосного исполнения обусловили малую подвижность голосов и в многоголосном пении.
Все это вместе взятое придает ранним видам строчного пения свойственный вообще церковной музыке спокойный, бестемпераментный характер, свойственный раннезападной полифонической церковной музыке.
В дальнейшем усложнение полифонической ткани строчного пения происходило на основе таких приемов русского народного многоголосия, как варьирование мотивов, образование вторы и подголосков.
Полифония трехголосных строчных произведений обычно создавалась таким образом, что верх и путь двигались терциями, нижний же голос являлся контрапунктирующим.
Встречаются и такие трехстрочные композиции, где верхний голос не составляет вторы к основной мелодии, а контрапунктирует ей так же, как и нижний. При этом движение параллельными терциями, а частично квартами и квинтами, поддерживается в одной из пар голосов: оно появляется то в верхних голосах, то в нижних, то в крайних.
В трёхголосном складе, где каждый из голосов проявлял самостоятельность движения, связанную с образованием у него особых попевок, строчное пение достигло апогея своего развития.
В музыкальных сборниках XVII века встречаются иногда и четырехголосные произведения.
В четырехголосных партитурах строчного пения основная мелодия обозначалась термином "демество" и писалась в нижней строке партитуры.
Как в отношении нотации, так и по своему ладо-интонационному строению демество было знаменным и не имело ничего общего с культировавшимся в XVI - XVII столетиях демественным распевом.
В строчном четырехголосии в силу ограниченности церковного звукоряда голоса не могли развивать свое движение. Часто это приводило к перекрещиванию голосов. Появление в вертикали трезвучий и их обращений создавало впечатление, что голоса стоят на месте. Это делало четырехголосное пение неподвижным, однообразным и обрекало его на бесперспективность.
Поэтому четырехголосный склад не получил широкого развития в рамках строчного пения; количество сохранившихся до нашего времени партитур сравнительно невелико.
Сложные слова (Словарик):
- Гетерофония - вид многоголосия, возникающий при совместном (вокальном, инструментальном или смешанном) исполнении мелодии, когда в одном или неск. голосах происходят отступления от основного напева.
- Медиевистика - раздел исторической науки, изучающий историю европейского Средневековья. Специалисты по истории Средних веков называются медиевистами.
- Линеарность - качество голосоведения, состоящее в приоритете мелодических (линейных) связей между звуками в каждом из голосов перед гармоническими связями созвучий.
- Контрапункт - одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов.
На сегодня всё. Спасибо, что дочитали до конца.
Ставьте лайки 👍
Подписывайтесь на канал 🤗
Увидимся через неделю 😉
С вами была Волшебная музыка ✨
#строчноепение #распевы #историярусскоймузыки #волшебнаямузыка