Здравствуйте, друзья. Современные литература, кино и историография создали стойкий образ чекиста, гэпэушника, энкэвэдэшника: кровавый злодей в кожаной куртке с маузером, которого хлебом не корми, дай только кого-нибудь пытать или расстрелять. Я представляю подборку рисунков из журнала "Крокодил", посвящённую работникам ЧК и ГПУ.
Смотрите, здесь чекист, бывший рабочий, освещает ярким фонарём тёмные закоулки, где прячутся омерзительные тени—шпионаж, заговоры, предательство, спекуляция, измена. Все найденные цели необходимо немедленно уничтожить. Карикатура была опубликована в номере "Крокодила", посвящённого 5-летию Великой Октябрьской социалистической революции.
ПРОЛЕТАРСКОЕ ОКО.
(Из будущей летописи)
...В тёмном подполье копошилась нечисть, стараясь подкупом, обманом и убийствами свалить трудовую республику. Но яркий фонарь в рабочих руках осветил эту нечисть, сжёг её своим пламенем. И обратилась нечисть в пыль, проклиная три буквы, написанные на фонаре.
Следующий рисунок взорвёт мозг современным либералам:
В "ЗАСТЕНКАХ" ГПУ.
Сотрудники ГПУ радостно встретили крестьян, прибывших на сельскохозяйственную выставку.
КРЕСТЬЯНИН:
—А хорошо у вас в ГПУ!
СОТРУДНИК:
—Кому как...
Сотрудник ГПУ, как заправский официант подаёт на стол гостю сельскохозяйственной выставки. Однако концовка диалога смахивает на чёрный юмор.
Портрет Феликса Дзержинского до сих пор висит в кабинетах сотрудников российских спецслужб. А в 1923 году кто-то додумался повесить его в пивной!
В Новониколаевске портреты вождей революции развешиваются в мелочных лавочках спекулянтов, а также в пивных.
1-ый КОМСОМОЛЕЦ:
—Что ты отвернулся—шею свернёшь!
2-ой:
—Боюсь пить в его присутствии... А так он не увидит.
Вот такой пронзительный взгляд у портрета Железного Феликса! А ещё с портретом Дзержинского произошёл вот такой случай. Серия карикатур в "Крокодиле" №21 за июнь 1926 год. На одном юбилее гости засиделись и три дня чествовали юбиляра:
Слишком уж гости засиделись, пора и честь знать. Феликс Эдмундович оказался не железным, не выдержал и разогнал гостей, выскочив из своего портрета. Похоже, что юбиляр вместе с гостями—нэпманы.
А вот, посмотрите, тот случай, когда на вору шапка горит:
В Киеве во время публичной демонстрации работы собак-ищеек среди нэпмановской части публики произошла паника.
Из газет.
ДРЕССИРОВЩИК:
—Граждане, эта собака чутьём отличает порядочного человека.
НЭПМАНЫ:
—Спасайся, кто может!
Да уж, конечно, пора бежать, а то вдруг выяснится, что в зале нет ни одного порядочного человека.
А вот, посмотрите, борьба с контреволюцией, как её видели романтические поэты и писатели:
Борьбу с контрреволюцией идеалисты и романтики представляют себе как богатырский бой с гигантской гидрой.
...И как та борьба происходила на самом деле:
А на самом деле эта борьба хоть и трудна, но выглядит совсем неэффектно.
Просто какого-то гражданина конвой повёл.
А вот постер с последней страницы "крокодильского" номера за декабрь 1932 года "Пятнадцать лет ОГПУ".
Объединённое государственное политическое управление надёжно защищает Родину от внешних врагов. Под внешними врагами подрузамеваются (слева направо) папа римский, за ним Гитлер, далее мировой капитал в образе традиционного толстяка, далее какой-то господин в котелке, возможно социал-демократ, или меньшевик, рядом с ним Карл Каутский.
Ну, вот и всё на сегодня. До встречи на канале. Желаю вам мирного неба и улыбайтесь почаще