Найти тему
Валерий Грачиков

Как нижегородский Федя стал Георгом и придумал популярные леденцы

Интересно, а вы покупаете леденцы? Кисло-сладкие такие, в жестяных банках?! Ведь правильные леденцы обязательно должны быть в жестяных банках, не правда ли? А знаете, откуда это пошло?

Если верить Гиляровскому и его «Москве и москвичам», то жил в XIX веке кустарь Федя, который делал леденцы для магазина Елисеева. Но в один прекрасный день он забыл завернуть свои леденцы в бумажки. И хоть они у него были не такие как у всех – одна половинка белая, вторая – красная, купец товар не принял:

«….После именин, что ли, с похмелья, вскочил он товар Елисееву нести.
Видит, лоток накрытый приготовлен стоит. Схватил и бежит, чтобы не опоздать. Приносит. Елисеев развязал лоток и закричал на него:
— Что ты принес? Что?..
Увидал Федя, что забыл завернуть конфеты в бумажки, схватил лоток, побежал. Устал, присел на тумбу около гимназии женской… Бегут гимназистки, одна, другая…
— Почем конфеты? Он не понимает…
— По две копейки возьмешь? Дай пяток.
Сует одна гривенник… За ней другая… Тот берет деньги и сообразил, что выгодно. Потом их выбежало много, раскупили лоток и говорят:
— Ты завтра приходи во двор, к 12 часам, к перемене… Как тебя зовут?
— Федором, по фамилии Ландрин…
Стали эти конфеты называться «ландрин» — слово показалось французским… ландрин да ландрин! А он сам новгородский мужик и фамилию получил от речки Ландры, на которой его деревня стоит…»

Гиляровский прекрасен, никто так не рассказал о Москве конца прошлого века так, как он. И Фёдор Ландрин на самом деле был. Речка вот Ландра что-то не находится…

У реального Фёдора фамилия и в самом деле была Ландрин, только считается, что он все-таки был не из новгородских мужиков, а из небогатых остзейских немцев, причем родился не в Прибалтике, а вовсе даже в Нижегородской губернии. И начинал он не с работы с купцами Елисеевыми, а с кондитерской Вольфа и Беранже. Знаменитое, кстати, место. Если вдруг позабыли, то хочу вам напомнить, что именно в этой кондитерской встретились Пушкин и Данзас перед ТОЙ САМОЙ дуэлью, а потом тут еще и Достоевского познакомили с Петрашевским. Сейчас в этой кондитерской работает «Литературное кафе», только ценники на все, что есть в меню, у этого кафе совершенно безбожные.

Так вот Фёдор Ландрин работал тут в молодости приказчиком, то есть, продавцом-консультантом, по-нашему. А потом решил податься на вольные хлеба и стал сам варить недорогие и красивые леденцы из сахара. Свое производство он открыл в 1848 году, заодно превратившись в Георга из Фёдора.

-2

А через несколько лет Георг Матвеевич придумал важное – стал упаковывать свои леденцы в красивые жестяные банки. И назвал такие упаковки с леденцами красивым зарубежным словом «Монпансье».

И так как банки были красивыми и прочными, то многие покупали эти самые леденцы в жестяных коробочках не только из-за леденцов, но и из-за красивых коробочек. И дело пошло, а недорогая и вкусная карамель «ландрин» и «монпансье», с таким приятным для русского уха французским звучанием с нижегородским акцентом, стала популярной на многие годы и даже попала на императорский стол. Ведь в 1880 году Ландрину удалось стать Поставщиком Императорского двора. И это стало пиком его шикарной карьеры на сладком леденцовом поприще.

-----------

Пожалуйста, не ленитесь, ставьте лайки :) Они очень помогают развитию канала. Не говоря уж о подписке :) Тем более, что увидеть в ленте мои статьи, а соответственно, и читать их вы гарантированно сможете, только подписавшись на канал.