Найти в Дзене

Шесть шагов в разработке сюжета

Оглавление

Как разработать сюжет? Этот вопрос мне часто задают авторы, произведения которых я рецензирую или редактирую. Поэтому я решила поделиться своими мыслями на тему разработки сюжета. На истину в последней инстанции я не претендую — каждый автор выбирает свой путь. Сама я художественные книги не пишу, но, честно призна́юсь, пытала (с пристрастием) нескольких писателей. Ну, и собственными наработками поделюсь.

Шаг 1. С чего начинается книга

Надо помнить, что сюжет — это каркас, костяк, арматура произведения. Как угодно можете назвать, но без сюжета текст не будет целостным, развалится на отдельные сцены, эпизоды, интерлюдии. Есть, правда, произведения и без сюжета, как правило, из направления постмодернизма. Но в них основой является другое – идея, эмоциональное состояние, образ автора. Да и далеко не всем нравятся такие книги.

Сюжет важен, но начинается книга не с него, а с задумки. Это условная точка «распространения взрыва» — сцена, идея, конфликт, цель и т. д. Она даёт толчок развитию сюжета, и определить эту точку просто. Если вы решили написать книгу, просто спросите себя, о чём будет ваша книга. И запишите это «о чём», 2-3 предложения, не больше.

Например: «О том, как герой погиб в автокатастрофе и попал в тело принца-изгнанника из другого мира. Герой собирает банду сторонников и идёт отвоёвывать себе трон».

Или: «О том, как героиня встретила бывшего одноклассника, которого считала виновным в смерти своего парня. Возникшие чувства заставили её вернуться к событиям прошлого и начать собственное расследование».

Такая запись полезна хотя бы тем, что заставит упорядочить хаос в голове и определиться с главным.

Сегодня статью иллюстрирует книжный сюр художника Джонатана Уолстенхолма
Сегодня статью иллюстрирует книжный сюр художника Джонатана Уолстенхолма

Шаг 2. Герои и мир

Прежде чем кидаться разворачивать сюжет, который яркой лампочкой замигал в голове, стоит вспомнить о героях. Лучше до начала основной работы продумать их образы, особенности характера, достоинства и недостатки. Тогда герои будут вести себя логично и не вынуждать автора ломать стройный сюжет. Да и сами особенности героев помогут придумать повороты сюжета и какие-то приключения.

Разработка мира тоже нужна, так как это фон, на котором будут происходить события. Причём такая разработка важна не только для фантастики и фэнтези. Продуманные улочки города, двор в доме детства, обстановка в офисе потом найдут отражение в произведении, проявятся деталями, мелкими, но яркими штрихами и сделают текст более объёмным и реалистичным.

Шаг 3. Конфликт

Возвращаемся к сюжету обогащённые знаниями о мире и героях. Теперь нам нужен конфликт, а лучше не один. Именно он будет двигать сюжет и заставлять героев шевелиться, совершать поступки и развиваться как личности. Лучше, если источником конфликта станет антагонист — злодей, который препятствует достижению героями их целей. (Об антагонисте есть отдельные статьи: эта и эта). Но конфликт может быть и другого рода, например, внутренний, связанный с проблемой выбора, с духовным развитием героя и т. д. В качестве источника конфликта может выступать общество или природа. Подробнее о конфликте тоже можно прочитать в другой статье.

Итак, определяем конфликт, разрешение которого и станет основной сюжетной линией или основным квестом, как говорят геймеры. Но, кроме основного, могут быть и побочные «квесты», разные ответвления от главной сюжетной линии.

Художник  Джонатан Уолстенхолм (Jonathan Wolstenholme)
Художник Джонатан Уолстенхолм (Jonathan Wolstenholme)

Шаг 4. Сюжетные арки

Сюжетная арка имеет три ключевые точки: завязку, кульминацию и развязку. Сначала наметим эти точки для основной сюжетной линии. Однако могут быть и промежуточные арки, когда сюжет как бы развивается по синусоиде: завязка, подъём, яркая сцена кульминации и движение к развязке. Читатели выдыхают, радуются за героев и ждут, что у них будет всё хорошо. Но окончательная развязка не наступает, а начинается новый подъём, нарастание напряжения, которое приводит к очередной кульминации.

В точках кульминации сюжетных арок может происходить поворот сюжета. Это хорошо, если удастся его придумать, и лучше не один. Например, женщина-служанка оказалась парнем-шпионом. Или возлюбленный девушки не был убит, а инсценировал своё убийство и скрылся. И теперь девушка хочет его найти.

Такие повороты сюжета не только позволяют направить сюжет по другому пути, и по сути, рассказать новую историю, но и активизируют внимание читателей.

Шаг 5. Побочные «квесты» или сюжетные линии

Они необязательны, но, как правило, не бывают лишними. Это, например, вплетённая в общий сюжет история друга/подруги героя, напарника,а то и главного злодея. Или выполнение какого-то задания, необходимого, чтобы обрести сильного союзника или получить свободу, заработать авторитет или добиться внимания девушки.

Сколько должно быть таких побочных линий, точно сказать нельзя. Но, когда их много тоже нехорошо, тогда теряется основная линия.

Художник  Джонатан Уолстенхолм (Jonathan Wolstenholme)
Художник Джонатан Уолстенхолм (Jonathan Wolstenholme)

Шаг 6. Чем сердце успокоится

Завершающий аккорд книги — это не просто развязка, решение проблемы, достижение цели или утрата всех надежд. Заключительный аккорд должен прозвучать так, чтобы запомниться. И нередко сильная концовка определяет всё впечатление от книги. Понимая это, некоторые писатели даже начинают работу над книгой именно с финала.

Ну вот, это шесть шагов, после которых можно каркас книги облекать плотью. Возможно, кому-то покажется такая проработка лишней, так как занимает время и уменьшает удовольствие от работы над книгой. Ведь вроде бы книга-то уже написана, всё о героях и сюжете известно и дальше будет уже неинтересно. Так рассуждают те, для кого писательство ещё остаётся игрой, своеобразной заменой чтения. А профессиональные писатели, если и не записывают всё досконально на бумаге или в файле, то держат план сюжета и сюжетных арок в голове.

Статьи о сюжете вы можете почитать в подборке: "Сюжет художественного произведения"