Найти в Дзене
Фронтир и Дикий Запад

Когда-то от французских щеголей пахло, как из зада аллигатора

История эта началась с пиар-акции, которой директора французской Индийской компании решили подогреть интерес инвесторов к освоению девственных земель Северной Америки в колонии Луизиана. Для этой цели им очень пригодился некто Этьен де Бурмон, чью карьеру можно описать следующей последовательностью слов - штрафник-солдат-офицер-дезертир-контрабандист-первооткрыватель-авантюрист-герой войны. Он как раз отирался в Париже, ходатайствуя о дворянском титуле и возмещении некоторых расходов, когда его выдернули из толпы просителей, дали чин капитана и должность коменданта всех земель вдоль реки Миссури. Ему поручили вернуться в Луизиану и набрать для вояжа в Париж несколько представителей индейских народов, населяющих земли вокруг слияния рек Миссисипи и Миссури. Бурмон, хорошо знакомый с регионом по своей контрабандной торговле мехом, встретился с вождями и те назначили 10 делегатов для поездки к Великому Отцу во Францию. Однако, совет колонии Луизиана из соображений экономии оставил тольк

История эта началась с пиар-акции, которой директора французской Индийской компании решили подогреть интерес инвесторов к освоению девственных земель Северной Америки в колонии Луизиана. Для этой цели им очень пригодился некто Этьен де Бурмон, чью карьеру можно описать следующей последовательностью слов - штрафник-солдат-офицер-дезертир-контрабандист-первооткрыватель-авантюрист-герой войны. Он как раз отирался в Париже, ходатайствуя о дворянском титуле и возмещении некоторых расходов, когда его выдернули из толпы просителей, дали чин капитана и должность коменданта всех земель вдоль реки Миссури.

Ему поручили вернуться в Луизиану и набрать для вояжа в Париж несколько представителей индейских народов, населяющих земли вокруг слияния рек Миссисипи и Миссури. Бурмон, хорошо знакомый с регионом по своей контрабандной торговле мехом, встретился с вождями и те назначили 10 делегатов для поездки к Великому Отцу во Францию. Однако, совет колонии Луизиана из соображений экономии оставил только пятерых и разрешил поехать молодой девушке миссури, и четверым мужчинам: осейджу, ото, миссури и представителю конфедерации иллинойсов. Этого последнего звали Шикагу, он был посланником от трех народов иллинойсов - тамароу, мичигамиа и кахокия.

Делегация индейцев прибыла в Париж 20 сентября 1725 года, где они были приняты герцогом Бурбонским, герцогиней Орлеанской и директорами "Compagnie des Indes", а через некоторое время были представлены королю Людовику XV. Обе стороны обменялись подарками и соответствующими речами. Шигагу преподнес Великому Отцу ценный вампум дружбы от своего народа и произнес соответствующую здравицу, правда несколько менее образную, чем ту, что адресовал герцогине Орлеанской, когда пожелал ей "быть плодовитой в великих воинах, подобных предкам вашего мужа и вашим собственным".

На некоторое время индейцы из Луизианы стали хитом сезона для модных салонов Парижа. Их приглашали на приемы, дарили безделушки, одели в синие гвардейские мундиры, отороченные золотым позументом, попросили показать мастер-класс по охоте на оленя в Булонском лесу, где индейцы с успехом выполнили поставленную задачу "по-своему, то есть бегом", устроили выступление на сцене Оперы и Итальянского театра и многое, многое другое.

Когда индейцы вернулись на Родину, то не было конца расспросам и рассказам о чудесной стране Франция, и еще не одно десятилетие индейцы обсуждали удивительные приключения своих земляков за "Большой Водой". В 1752 году в Иллинойс приехал молодой капитан морской пехоты Жан Бернар Боссю для прохождения службы в форте Шартр, там он встретился со старым индейцем, который был "в свите принца Тамароу", т.е. того самого вождя Шикаго.

Боссю поинтересовался, что больше всего поразило вождя в Париже и старик перечислил следующие вещи: улица Бушери (Мясников) из-за обилия мяса, улица Сен-Оноре из-за роскоши, поющие и танцующие маленькие человечки (карлики) на Новом Мосту через Сену, Театр оперы, где все люди являются большими шаманами, огромное количество людей в большой французской деревне (Париже), которых словно листьев лесу. Это последнее утверждение вызвало у иллинойсов сомнение в правдивости слов Шикагу, и тот под конец жизни и сам в этом уверился, утверждая, что французы должно быть околдовали его глаза.

Однако, был один момент, который вызвал у иллинойсов чувство омерзения за некоторых французов. В Тюльери и прочих популярных местах прогулок было много..

мужчин, наполовину женщин, с такими же как у женщин прическами, убранными в шиньон, с подвесками на ушах и букетами цветов на груди, что он заподозрил, что они пользуются румянами, и что от них пахнет крокодилом.

Боссю уточнил в своих воспоминаниях:

Этот индеец с большим презрением отзывался об этом виде, который мы знаем под именем petits-maitres, которые рождаются со слабостями и миловидностью, свойственными женщинам. Природа, казалось, начала делать их такими, а затем допустила ошибку в формировании их половых органов.

Petit-maitre - маленький (petit) мэтр, хозяин, владыка, мастер, это определение часто использовалось в уничижительном смысле, ближайшие русские аналоги - мужчинка или полупокер. Таково было веяние парижской моды в начале эпохи Просвещения, когда молодые люди стремились выделиться из толпы утонченными манерами, элегантностью и экстравагантностью костюма, при этом чуть-чуть не переходя грань приличия и не быть обвиненными в нетрадиционной ориентации.

Petit-maitre на прогулке, карикатура 1770-х годов
Petit-maitre на прогулке, карикатура 1770-х годов
Раб моды и предрассудков дня, он не порабощен такими устаревшими терминами, которые у нас возведены в ранг святынь под именами разума и добродетели; точная копия светской женщины, если он и отличается от нее, то только добавкой экстравагантности и нелепости... Petit-Maître никогда не должен размышлять, и он должен постоянно нести чепуху, чтобы не рисковать заскучать хотя бы на минуту. Из Главы "Маленькие мэтры" книги Les Ridicules du siècle , Франсуа-Антуана Шеврие, 1752 г.

Что касается "запаха крокодила", конечно же то это аромат духов, которые в 18 веке замешивали на спирту и мускусе с различными выжимками из сильно пахнущих цветов и плодов.

Крокодил, а точнее миссисипский аллигатор, о котором идет речь, имеет параклоакальные железы, располагающиеся недалеко от заднепроходного отверстия. Секрет железы содержит более 80 органических соединений, включая насыщенные и ненасыщенные длинноцепочечные спирты вместе с эфирами муравьиной, уксусной и масляной кислот, а также несколько изопреноидов. Чтобы почувствовать запах этих желез, нужно находится достаточно близко от аллигатора, да и пользуется он ими в определённые периоды жизнедеятельности, чтобы привлечь самку или отметить территорию. Однако, индейцам, этим детям природы, был не то, что знаком запах аллигатора, а вообще все доступные человеческому обонянию запахи в лесу и на реке, так что было с чем сравнивать.