Найти тему

О депрессии с точки зрения даосизма

Оглавление

Состояние, эмоциональный размах которого - от Северного полюса до Южного, от "Не хочу совсем и ничего" до "Не хочу сегодня идти на работу, устал(а)".

Слишком широкое толкование затрудняет понимание. Понимание механизма подавленных состояний психики - в том числе. А без понимания что можно с ним сделать?

С чего начинается понимание?

Вы будете смеяться (как тетя Сара в старом еврейском анекдоте), но понимание начинается с прояснения слов, с различения их значений.

Когда мы говорим, то имеем в виду что-то конкретное. А если имеем в виду не то, что говорим, что хотим понять - то какова (извините, математики) будет положительная вероятность?

Первый шаг к пониманию - обнаружить другую сторону, другую крайность. Говоря "холодно", мы автоматически имеем в виду "тепло". "Черное"? Это не "белое".

И скоро мы подойдем к даосизму.

"Все уже давно украдено"

Когда я работал в отраслевом НИИ, то среди научных сотрудников бытовала шутка, обычно звучавшая на ученых советах во время защиты научного отчета о проделанной работе.

"Все уже давно украдено до нас".

Это не про плагиат, это про понимание, которое наступает (сейчас будет тавтология) на определенном этапе понимания.

Принципы, заложенные в основу Природы, неизменны и давно известны. Но неизвестно, как получить пользу от их применения в конкретном случае .

Я изучил множество психологических теорий и ни разу не обнаружил исключения из этой шутки - правила.

Современная кабинетная психология находится в самом начале своего формирования. Новичков впечатляет множество "умных" слов и апелляций к "механизмам работы мозга". Но вот с результатами ...

А может обратиться не к современным теориям, а к практически и стабильно работающим практикам, проверенных тысячелетиями? И вот мы уже подошли совсем близко к даосизму.

Но почему так медленно подходим?..

Аксиомы

Вспомните, как начинается изучение геометрии. С шести аксиом Евклида (кто-то утверждает, что с пяти).

"Между двумя точками на плоскости можно провести прямую и причем только одну". И так далее.

А приняв аксиому, утверждение без доказательств, мы выводим более сложные теоремы. И однажды даже покоряем Космос и все такое.

Но с какого перепугу мы должны чему-то верить без доказательств?!

Потому, что не приняв что-то за истину, ничего доказать невозможно!

Не поверив - невозможно понять.

Звучит как парадокс, но таков мир.

Мы долго наблюдаем, что-то замечаем (две точки и прямую), начинаем наблюдать внимательнее, пытаемся найти исключения - и если не находим, то говорим: это аксиома, относительная истина, опираясь на которую будем дальше думать.

Вот поэтому мы так долго и подходим к даосизму.

С этой точки зрения большинство из нас на мир не смотрели, поэтому и не можем напрямую взять и поверить. Поэтому и применять не можем. И получить пользу не можем, которая очень даже возможна, если судить по много тысячелетнему опыту...

Аксиома даосизма

Одна из аксиом даосизма - известный (но вряд ли хорошо понятый) принцип двойственности этого мира, выраженный черно-белой монадой Инь-Ян.
"И я там был   " Даосский монастырь в Южном Китае
"И я там был " Даосский монастырь в Южном Китае

Говоря "черное", подразумеваем "белое" и никак по-другому не получается.

Что же мы подразумеваем, говоря "депрессия" подавленное обстоятельствами состояние психики?

Действительно сильные, работающие методы хороши тем, что уже одно обращение к ним, взгляд в их сторону, полунамек иногда решает проблему. Хотя бы в принципе.

Эту статью я написал, прибыв в свой домик в деревне. В настоящей деревне, в настоящий домик, не в дачный. Прибыл в этом году с некоторым опозданием в связи с экзаменами, которые сдавал младший сын в школе (ОГЭ). Поэтому пришлось сходу схватиться одновременно за все. Воды принести, баню затопить, траву скосить ...

"Фигвам", как сказал кот Матроскин (кажется).

Триммер не завелся. Ни с двадцатого, ни с пятидесятого раза. Разборка, прочистка свечи не помогла. И, отмахав полтысячи км, я опять сел за руль и поехал в соседнюю деревню - покупать новый. И так далее по списку проблем, ради которых, в определенном смысле, мы и ездим в этот райский уголок.

Хотя ... одну и ту же вещь или процесс можно назвать по-разному, иногда прямо противоположным образом. И разница окажется не только в словах
  • Так что же является антонимом слова "депрессия"?
  • Какой второй полюс, "Ян" этого состояния, как сказал бы даос?

Ведь очевидно, что подавленное состояние, чреватое бездействием, это то, что в монаде подразумевается под нижней, иньской половиной. Следовательно, нужно искать вторую, активную, "янскую".

Полутона непонимания

Не буду вас томить более.

Долгие "заходы" требуются к самым простым, то есть самым фундаментальным вещам. Каковой, несомненно, является одна из ключевых аксиом даосизма. Стоит принять ее - и многое проясняется, исчезают "полутона непонимания".

Другой стороной депрессии, максимально пассивного, обездвиженного состояния, в котором человек избегает любых контактов с внешним миром является ... боль.

Боль - это не самостоятельный феномен.

Боль - это сигнальная лампочка, симптом, признак того, что мы входим в зону дискомфорта, буквально "врезаемся сходу" во внешнюю среду, ломаем привычные стереотипы - и все такое, вы поняли.

Максимальное избегание проблем в стремлении избежать дискомфорта, боли, приводящее к максимально возможной боли - это и есть депрессия.

Депрессия возникает как результат длительного избегания, попыток избежать дискомфорта, стремления "оторвать" инь" от "ян", что абсурдно. Как оторвать "черное" от "белого"?

Кончено, существуют шкалы, интенсивности - как подавленных состояний, так и боли. Но принцип остается верным всегда. "Вылечить" дисбаланс - как в детстве (если у вас было детство с настоящими качелями) возможно одним единственным способом.

И чем дальше человек уходит в одну сторону, тем сильнее придется ему качнуться в другую. Если, конечно, получится, что бывает не всегда.

Поэтому другая даосская мудрость говорит:

"Дойдя до предела, вы меняете направление".

Что в другой (уже индуистской) интерпретации звучит так:

"То, что в начале кажется ядом, в конце оказывается нектаром. То, что в начале кажется ядом, в конце оказывается нектаром".

Поэтому лучшим способом избежать подавления обстоятельствами жизни является создание проблем, позитивных проблем, которые иногда называют "целями".

А в крайних случаях, когда недетские качельки качнулись слишком далеко ...

Поможет очень простое, но трудно реализуемое самостоятельно действие, - искусственно созданный, непривычный дискомфорт, который в некоторых случаях может иметь характер боли.

Вот поэтому еще задолго до того, как я познакомился с даосским подходом и стал его практиковать, я интуитивно создавал себе проблемы. То в спорте, то в науке. Иногда даже в личной жизни ... Поэтому мои качели никогда не качались слишком уж широко. По крайней мере, в "Иньскую" сторону.

А у вас есть "качели", вы понимаете, о чем идет речь?

Приглашаю в свою группу ВК.