Божье обильное обеспечение может привести к благословениям или проклятиям. Бог с самого начала хотел только благословлять Свой народ. Он обеспечивал каждую их нужду, давая им полный достаток. Он создал прекрасный мир и поместил Адама и Еву в совершенную среду: в райский сад, который хорошо орошался и имел пышную растительность — всевозможные деревья и растения для пищи, необходимой, чтобы поддерживать физическую жизнь. Запретными были для них только плоды одного дерева, дерева познания добра и зла, которые, как предупредил Бог, принесут смерть. Однако змей исподволь внушил им мысль, что Бог на самом деле не желает Адаму и Еве добра. Он уверил их, что Бог утаивает эти плоды от них, и это свидетельствует о том, что Он пытается отказать им в величайшем благословении. Они захотели быть, как Бог: иметь мудрость, силу и, как следствие, полнейшее благоденствие, которое должно сопровождать их без каких-либо ограничений.
Конечно, Господь знал, что человек, будучи физическим существом, никогда не сможет стать Богом, и у него никогда не будет всех благословений. Но даже если бы такое и было возможно, физические накопления и благословения никогда не принесут долговременного счастья, удовлетворения или благополучия. Как раз наоборот, обычно чем больше человек имеет, тем больше он хочет иметь. Человеческая жажда материальных благословений никогда не проходит. В самом богатстве и обладании собственностью необязательно есть что-то плохое; они даже могут быть благом, если употребляются для обеспечения семьи и благословения менее удачливых. Однако богатство и обладание собственностью опасны, потому что всегда существует соблазн полюбить своё имущество, эгоистично относиться к нему и жить главным образом ради того, чтобы что-то купить и иметь.
Любовь к деньгам является причиной многих семейных ссор и даже их распада, потому что люди неверно расставляют приоритеты. Люди ломают свою жизнь из-за желания больше разбогатеть и иметь власть, которая приходит вместе с богатством; их не волнует, сколько безнравственных и неэтичных поступков они должны совершить, чтобы достичь своих целей. Тысячи и тысячи людей погибли в войнах по вине руководителей с ненасытной жаждой богатства и власти.
Павел напомнил Тимофею: «Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим. 6:7, 8). Дальше апостол указал на опасность богатства (1 Тим. 6:9). И добавил, что не сами деньги разрушают и губят жизни людей, а «сребролюбие». Жажда богатства есть «корень всех зол», «которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6:10; см. Мф. 6:19-24; Лк. 12:15-21; 1 Ин. 2:15-17). Опасность влюбиться в мудрость, власть, богатство и приобретение вещей было тем искушением, которому подверглись Авраам и Лот в Быт. 13.
Богатство и обладание собственностью могут привести к ссорам
Из Египта Авраам вернулся поистине богатым человеком. Мы знаем, что, когда он вышел из Харрана и направился в Ханаан, он уже был богат скотом и рабами, потому что у него было 318 воинов, родившихся в его доме (Быт. 14:14). Хотя он обманул фараона, назвав Сарру своей сестрой, а не женой, по выходе из Египта царь разрешил ему оставить подаренных ему животных, рабов и рабынь, а также серебро и золото (Быт. 12:16, 20). Текст сообщает, что, когда Авраам вернулся в Ханаан, он был «очень богат» (Быт. 13:1, 2).
Лот с годами тоже очень разбогател. Когда он вернулся из Египта, у него «также был мелкий и крупный скот и шатры» (Быт. 13:5). Слово «шатры» указывает на то, что у него было много рабов-пастухов, которые могли заботиться о животных и охранять его имущество. Это правда, что крупного и мелкого скота у этих двух людей было такое огромное количество, что «непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе» (Быт. 13:6). Из-за этого возник «спор между пастухами скота Аврама и между пастухами скота Лота» (Быт. 13:7). Одной вероятной причиной, по которой дядя и племянник не могли оставаться вместе, было то, что размер пастбищ был до какой-то степени ограничен хананеями и ферезеями, которые тогда занимали большую часть той территории (Быт. 13:7).
Между Авраамом и Лотом вот-вот мог возникнуть серьезный конфликт в результате соперничества за пищу и воду, а это угрожало их богатству, состоявшему из мелкого и крупного скота, а также пастухам и их семьям. До какой степени сами эти два человека были вовлечены в противоборство, текст не говорит, но ситуация могла иметь катастрофические последствия для них лично, а не только для их рабов, если бы конфронтация переросла в насилие. Такая вражда двух групп иноземцев могла сделать их более уязвимыми перед атаками хананеев и ферезеев. Без объединенного фронта против потенциальных врагов они могли потерпеть поражение.
«Ссоры» перечисляются среди дел плоти вместе с «завистью», «враждой» и «гневом» (Гал. 5:20). Эти характеристики прямо противоположны плодам Духа (Гал. 5:22, 23), среди которых первое место занимает любовь. Мудрец высказал аналогичную мысль в книге Притчей: «Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи» (Прит. 10:12) и «Надменный разжигает ссору» (Прит. 28:25). Писания ясно учат, что отсутствие любви стоит за такими плотскими грехами как зависть, ненависть и гнев: эти качества ведут к распрям и разрыву всяких отношений между людьми.
Кто ходит верой, те могут своими благородными действиями творить мир
Авраам решил быть миротворцем, а не скандалистом, но это решение ему стоило дорого. Будучи дядей Лота, сына его покойного брата Арана, он заменил молодому человеку отца. Хотя его положение давало право ему выбрать участок земли, который он со всем своим домом будет занимать, Авраам совершил нечто совершенно неслыханное; отказавшись от своего права первого выбора, он благородно позволил выбирать Лоту.
В словах Авраама «да не будет раздора между мною и тобою» (Быт. 13:8) слово, переведенное как «раздор», — мериба. Это слово будет иметь особое значение для будущей израильской аудитории, учитывая произошедшее в пустыне, когда не было воды, чтобы утолить жажду. В Исх. 17:7 сказано, что люди искушали Бога тем, что «укоряли» (риб) Моисея, или «ссорились» (Международное Библейское Общество) с ним. Слово мериба также употребляется, когда речь идет о ссоре Израиля с Господом. Оно передает идею рьяного спора, препирательства с Ним. Псалмопевец сказал, что причина такого поведения людей — в черствости их сердец (Пс. 94:8). Авраам понимал, что громкие споры между его пастухами и пастухами Лота могли обернуться насилием, и поэтому быстро предотвратил такую вероятность.
Авраам решил, что мир между братьями важнее собственного интереса и желания настоять на своем. Именно это позже продемонстрировал Иисус Своей жизнью и к этому побуждал Павел некоторых христиан в Филиппах, среди которых появились распри. Он призывал их любить друг друга, иметь единство цели и ничего не делать «по любопрению или по тщеславию» (Фил. 2:3). И еще Павел учил их: «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Фил. 2:4). Он привел Иисуса в качестве совершенного примера смирения и бескорыстия, сказав, что Христос не стремился показывать всем Свое равенство с Богом (Фил. 2:6; Международное Библейское Общество). Отказавшись от привилегий, власти и славы, которыми Он обладал на небесах, Христос пришел на землю человеком и добровольно умер на кресте за грехи всего человечества (Фил. 2:5-8; см. 1 Ин. 2:1, 2).
Кто ходит видением, те часто поддаются на обман, ведущий к трагедии
Лот очень отличался от Авраама; если дядя был миротворцем, то о племяннике говорится больше как о смутьяне. Ведь куда бы он ни пошел в последующие годы своей жизни, всюду попадал в какой-нибудь переплет. Лот не был нечестивым; напротив, он назван «праведником» по сравнению с нечестивым народом Содома (2 Пет. 2:7-9). Однако Лот принял ряд плохих решений, и причиной тому было двоедушие. Он старался служить «и Богу, и богатству» (Мф. 6:24; Международное Библейское Общество) и в результате уступил «похоти очей» (1 Ин. 2:16).
Надо думать, что такая оценка Лота правильна, ибо текст говорит нам, что он «возвел очи свои и увидел всю окрестность иорданскую, что она… орошалась водой, как сад Господень» (Быт. 13:10). Роскошное плодородие земли было больше его способности сопротивляться, «и раскинул [Лот] шатры до Содома» (Быт. 13:12). У нас нет основания думать, что Лот наводил справки о том, что за люди жили в иорданской долине и насколько враждебно они могли относиться к людям веры, которые старались жить благочестиво. Повествование намекает, что его вера была неглубокой, и он просто влюбился в то, что увидел: в плодородие земли и то богатство, которое оно могло принести ему. Не думая об опасностях, которые могли таиться там, Лот поступил по мудрости мира, которая приводит раздорам из-за «своекорыстия» (см. Иак. 3:13-16; Российское Библейское Общество). Его выбор привел его и его семью к катастрофе (Быт. 19:1-38).
Лот, думавший прежде всего о себе, очень походил на первую пару в Эдемском саду. Хотя Бог предостерег Адама против вкушения от дерева познания добра и зла и Адам, очевидно, рассказал Еве об угрозе смерти, запретный плод выглядел таким соблазнительным, что она не могла устоять. Как, впрочем, и Адам (Быт. 3:6). Они предпочли мудрость мира (змея) тому, что исходит от Бога. В результате они были изгнаны из Эдема (Быт. 3:22-24).
В Ветхом Завете и другие поддавались соблазну и падали, прельстившись тем, что «видели». «Сыны Божьи» смотрели на «дочерей человеческих» и брали себе в жены столько, сколько желали. Это создало условия для развращенности, насилия и гибели мира (Быт. 6:1-7, 11-13). Так же и Ахан, увидев запретные серебряные и золотые предметы в Иерихоне, поддался искушению и украл их, навлекши беду на себя и на свою семью (Иис. Н. 7:19-26). Когда царь Давид посмотрел с крыши своего дворца вниз и увидел купавшуюся красивую женщину (вероятно, во дворе своего дома, который был закрыт со всех сторон от посторонних глаз, но открыт небесам), его сердце загорелось желанием. Уступка этому желанию привела к прелюбодеянию, убийству ее мужа, горю и смерти в собственной семье Давида (2 Цар. 11:1—12:23).