Найти тему
English Self Teacher

"Лес рук!" или 5 приёмов повышения активности на уроках

Урок английского языка во 2 классе
Урок английского языка во 2 классе

"К доске пойдёт... К доске пойдёт..." Весь класс застыл в немом ожидании. Петечка прикрывается учебником, Васечка смотрит в пол, и только Машенька тянет высоко руку, выпрыгивая с места. Знакомая ситуация?

Но почему ответ на уроке зачастую становится подобием наказания? И почему дети предпочитают отмалчиваться даже тогда, когда знают ответ? Давайте представим себе другую ситуацию. Утренняя летучка. Тимлидер опрашивает сотрудников о результатах проделанной работы. Но за каждый неугодный начальству ответ сотрудник теряет в своей зарплате... Я думаю, тут все бы прикрывались буклетами и отводили глаза :)

Вот и дети также! Им тоже не хочется ударить в грязь лицом и быть обесцененным на глазах у всего класса! Почему же учителя спрашивают, как правило, именно тех, кто не знает? Мне в голову приходят, если честно, всего два варианта...

-2

Первый - для того, чтобы подобным "наказанием" намеренно побудить ученика подготовиться к следующему уроку лучше. Что ж, иногда отрицательная мотивация даёт свои плоды. Раз пряник не работает, так хоть плёткой... Погодите, а почему пряник не годится? Почему избегание наказания считается более действенным, чем жажда поощрения? Почему бы тогда вместо системы бонусов на работе не ввести штрафы за ошибки? Можно много говорить о мотивации, но, на мой взгляд, желание "быть лучшим" ничуть не слабее, чем желание "не быть худшим"...

Во-вторых, это непреднамеренная подмена процесса обучения контролем, то есть, непонимание цели подобных опросов. Вот учитель что-то задал на дом, скажем, выучить слова. На уроке провел опрос, выставил оценки и дал новые слова на дом. И так далее. Простите, но когда происходит непосредственно обучение? Правильно, дома. Ребенок сам должен заучить все слова (причем, не объясняется, как?), или же с ним занимаются родители, бабушки, репетиторы. А учитель что делает? Правильно, только проверяет! Погодите еще раз, а почему нельзя учить слова вместе с детьми, вот прямо сейчас, на уроке? Тогда и гадать не нужно будет: ну что там дети, выучили дома слова или нет? Результат будет сразу будет виден, и необходимость проверки отпадёт, и это время на следующем уроке можно потратить на заучивание новых слов.

Понимание только этих двух вещей уже позволяет значительно повысить активность на уроке! А если вы станете также применять следующие 5 приёмов, то на вопрос: "Кто пойдёт к доске?" лес рук вам будет обеспечен!

-3

Во-первых, нужно понимать, что основная (идеальная) цель обучения - это чтобы весь класс знал весь материал! И добиться этого проще, если взять процесс заучивания под свой контроль. Прямо на уроке, всем вместе, учить те самые новые слова (конструкции, фразы). Учить детей учиться! Предлагать им разные способы запоминания, показывать им картинки, просить их вспомнить, записать, найти, подобрать, заменить, вставить, пока от зубка не будет отлетать! Можно привлекать карточки, квизы, опросы, интерактивы, игры, ассоциации. Потому что далеко не все родители могут сидеть с ребёнком и делать всё это дома... Из этого следует следующий приём...

Во-вторых, сначала нужно спрашивать только тех, кто знает! То есть тех, кто тянет руку. Пусть для начала это будет одна Машенька. Ведь если ребёнок не тянет руку - значит, он не помнит! И ответ всё равно не даст. И то, что учитель его спросит, никаких знаний ему это не прибавит. Наоборот, только демотивирует... А вот если кто-то другой сначала ответит правильно, подскажет, напомнит, то во второй раз уже ответить будет легче. И при повторном вопросе уже и подзабывший ребёнок сможет проявить себя! Из чего вытекает следущий приём...

В-третьих, каждый пункт (слово, правило) нужно предлагать по несколько раз! Именно так, чтобы каждому ученику пришлось неоднократно повторить один и тот же материал. Особое внимание следует уделять тому, что хуже всего запоминается. Можно прямо через раз вставлять, пока весь класс не будет тянуть руки для ответа (видно же, сколько рук поднялось и увеличилось ли их количество с прошлого раза...) Если не знает никто, то можно подсказать учителю и попросить всех хором еще раз повторить. Если осталась пара человек, которые не знают, можно их просить индивидуально повторить после того, как кто-то даст правильный ответ. В идеале, к концу такой работы все без исключения должны тянуть руки, зная правильный ответ.

-4

В-четвертых, за ошибки не нужно называть! А то у нас принято считать, что правильный ответ - это как бы само собой разумеющееся... Зато ошибки непременно и всегда отмечаются! Ох уж эта плётка... Хочется ходить и вешать плакаты: "Больше позитива в процесс обучения!". Незнание не должно караться, ведь (вспоминаем п.1) идет процесс заучивания, а не контроля. А во время обучения ошибки - это нормально. Все ошибаются! Поднял руку и ответил неправильно - ну что ж, посиди пока, послушай других. И так уже расстроился, зачем добавлять? Главное умение в жизни - не бояться пробовать! Иначе мы потом вырастаем невротиками и перфекционистами, для которых возможно только либо идеально, либо никак...

Наконец, правильный ответ обязательно нужно поощрять! Как часто мы забываем это делать... Поощрение может быть совершенно разнообразным! От простых слов: "Совершенно верно!", "Как хорошо ты ответил!", "Десять баллов Гриффиндору!" до любых мелких знаков внимания: печатей, звездочек, фишечек. У меня, например, были золотые слитки:) Нашла картон золотого цвета и порезала на квадратики, элементарно. Зато какой внутренний смысл! Если ребёнок за урок набирал 5 слитков, то получал пятёрку в журнал. Четвёрки - по желанию. Три слитка и меньше - просто ничего не получаешь. Почему бы тогда не попробовать, вдруг получится?

-5

Подводя итог, можно сказать, что применение данных приёмов помогает не только добиться лучших результатов обучения, но и снять страхи и показать пример успешного обучения! Если виден результат, то и мотивация к дальнейшей деятельности повышается, и интереса к предмету становится больше. И в целом, налаживается позитивная, активная атмосфера на занятиях, на которые хочется бежать!

Здесь можно посмотреть видео с урока с применением этих подходов (Instagram).

А давайте поделимся в комментариях, как ещё можно похвалить ученика за верный ответ? Кроме банальных "молодец" и "умница"... Полезно будет и учителям, и родителям, и тимлидерам :)