Найти тему
Птичка Степная

Свои или чужие?

Василий Макарович Шукшин с сайта https://ruskino.ru/art/664
Василий Макарович Шукшин с сайта https://ruskino.ru/art/664

У Шукшина есть рассказ "Чужие". Он о том, как Японская война отразилась в судьбах великого князя Алексея и простого сибирского мужика Емельяна. Василий Макарович написал его под впечатлением от книжки о Николае Втором и его родственниках.

Удивительная история дяди царя, великого князя Алексея. Отец Алексея, царь Александр Второй, отдал его учиться морскому делу. Учился сын неважно, вернее сказать, вовсе не учился, так как любил балы, театры и женщин, хотя по документам окончил морское училище и даже дослужился до генерал-адмирала, и в итоге стал главой и хозяином русского флота с лёгкой руки своего брата, Александра Третьего. Как же такой недоучка радел о судьбе русского флота? Как это бывает, он беспокоился о том, чтобы набить свои карманы, Вечно нуждаясь в деньгах на игру и женщин, великий князь двадцать лет преобразовывал русский флот, бессовестно грабил казну сам. Не меньше грабили его любовницы и сводники, поставляющие ему любовниц.

Великий князь Алексей Александрович
Великий князь Алексей Александрович

Когда перед войной с Японией Россия стала покупать в Чили броненосцы, российский уполномоченный Солдатенков пытался объяснить чилийцам, что уж больно дёшево они просят. Нужно прибавить к цене каждого броненосца 600 тысяч, чтоб отдать их князю Алексею и ещё 400 тысяч для его фаворитки Балетты, через которую решались многие финансовые комбинации, ну и на министерство что-нибудь оставить. Удивленные чилийцы не смогли понять, как делаются дела в России и продали броненосцы Японии. Этими броненосцами позже и был побит русский флот.

Еще был случай. Один француз изобрёл торпеду. Приехал в Питер, чтоб предложить свое изобретение, но та же Балетта запросила 25 тысяч за возможность разговора с Алексеем. Француз вернулся в Париж и там, конечно, продал изобретение японцам. Причем японцы купили его с тем, чтобы оно не попало в руки русским, в то время у них были уже более современные разработки.

После погибели «Петропавловска» и адмирала Макарова на нём будто бы царь сказал тогда Алексею: « Лучше бы ты, дядя, воровал вдвое да хоть брони-то строил бы настоящие!» Нескольких часов японской пальбы достаточно было, чтобы от двадцатилетней воровской работы Алексея с компанией остались только щепки на волнах. Все сразу сказалось: и грабительство подлецов-строителей, и невежество бездарных офицеров, и ненависть к ним измученных матросов. А публика в петербургском театре чуть не убила Алексея и Балетту, обвешенную бриллиантами, апельсинными корками и афишами. С криками: «Эти бриллианты – наши крейсеры и броненосцы!».

После поражения под Цусимой Алексей ушёл в отставку. Накупил дворцов «в Париже и других приятных городах». А Балетта уехала ещё после истории в театре, в её карету даже грязью бросали. Увезла миллионы, пресловутые бриллианты и собрание антиквариата.

Прочитав эту чисто русскую историю, Шукшин вспомнил своего земляка пастуха дядю Емельяна, с которым не раз удил рыбу на Катуни. Тот не очень распространялся о своей службе, не любил вспоминать, как воевал с японцами, как был ранен, попал в плен. По молодости, когда гонял плоты, была у него любовь в Нуйме, а потом, как вернулся со службы, женился уже на другой. Вспоминал случаи, когда приходилось применять свою недюжинную силу: двадцать верст бежал по берегу за плотом, пока не догнал. И все учил Василия , как выбрать умную жену, проницательную, как у него была. Справил он себе на свадьбу пинжак, недешево достался, а во время гулянки кто-то из дальней родни и украл обнову. Но не стал искать вора, хотя очень было жалко пинжака, а когда жена применила «колдовство», вор сам вернул пинжак, повинился, что черт попутал. Да принес четверть, чтобы замириться. С женой Емельян жил бесхитростно, хвалился, что выбрал умную себе жену. Жизнь прожил трудную, но честную.

Памятник Шукшину в Сростках  фото с сайта https://sib-prostor.ru/tour/poznaem-altaj-srostki-arhierejskoe-podvore/
Памятник Шукшину в Сростках фото с сайта https://sib-prostor.ru/tour/poznaem-altaj-srostki-arhierejskoe-podvore/

Шукшин удивляется, как же могут быть детьми одного народа Алексей и Емельян. Не только здесь и сейчас, но даже ТАМ, где нет эполетов и любовниц, не о чем будет поговорить этим двум русским душам – настолько они чужие (так и называется рассказ).

А чему удивляться? Все времена одинаковы: вот и сейчас кто-то спасает свои яхты, попав под санкции, а кто-то отправляется добровольцем на военную операцию. Кто-то бросает поклонников и карьеру, отрекается от родины, спасая нажитое «непосильным трудом», а кто-то едет в самое пекло поддержать наших. Кому война - кому мать родна.

И хоть война, хоть пандемия, всегда видно, кто свои, кто чужие. Самое омерзительное, что судьбы страны вершат порой такие же чужие народу людишки, цель которых наживаться любой ценой, даже ценой жизни своего народа. Присосались, и поганой метлой не выметешь.

Птичка Степная*

#василийшукшин #рассказышукшина #любовькродине #правдажизни