Если честно, уже лень выискивать интересные малоизвестные факты, писать необычный лонгрид в стиле исследовательского эссе и т.д. Летняя жара делает свое дело.
Да и не нужно это никому в современной России. Выученная беспомощность здесь прививается отлично всем от мала до велика.
Думающая аудитория с мозгами активно утекает из страны и интересуется тем, как вообще выжить в условиях возможной ядерной войны и грядущего железного занавеса.
А Дзен продвигает только бульварные статейки в стиле МК и КП для военных пенсов на дачах с их 10-процентной подачкой. Они в свою очередь клянут «русофобский запад», который не дает нам «мирно бомбить города» некогда братской страны.
И больше их ничего не интересует, кроме как, «какими великими мы были во времена СССР». Писать для такой публики что-то действительно ценное – все равно, что метать бисер.
В общем, кто хочет что-то понять и узнать, тот и так поймет и узнает. А кто не хочет – тому и не надо. Просто, как говорят на том же западе: Инджой! Лето, усадьба, природа… В этой заметке ограничусь в основном фото из недавней поездки в усадьбу Карабиха под Ярославлем.
Ее основало семейство Голицыных, а затем приобрел знаменитый русский поэт. Как водится в России, судьба у него была сложная, да и сам он был человек, мягко говоря, неоднозначный. Как я и обещал вначале, не буду расписывать подробно его жизнь, отмечу только основные интересные моменты.
Хотя Некрасов происходил из дворянской семьи, его предки привели род к разорению, проигрывая свое состояние в карты. Когда способный юноша своевольным образом уехал в Санкт-Петербург на учебу, отец его так разгневался, что лишил содержания.
Молодой человек был вынужден жить очень бедно и заниматься чем попало. Необходимость самостоятельно зарабатывать деньги выработала у него как положительные качества (деловую хватку), так и отрицательные (цинизм и беспринципность).
Некрасов приобрел права на почти почивший в бозе журнал «Современник», основанный еще А.С. Пушкиным, и стал приглашать туда таких ныне знаменитых творцов, как Достоевский и Толстой. Но тогда они еще были малоизвестными начинающими авторами, то есть гонораров Некрасов им не платил.
Однако тираж его издания постепенно достиг невиданных размеров – до 7 000 экземпляров. Это действительно очень много. Как нам рассказывали еще на филфаке МГУ, даже Пушкин при жизни издавался тиражами не более 2 000 экземпляров.
Как говорится, это было количество всей читающей публики в России. Не исключено, что действительно читающей публики и в современной России не сильно больше.
Некрасов проявлял себя как прагматичный делец. Известна история, когда он купил рукопись новой повести у Тургенева и перепродал ее издательству вдвое дороже, на что тот, конечно, впоследствии сильно обиделся.
Пытался он подлизаться и к властным структурам, как Ломоносов, но безуспешно. Его так называемая «ода» одному ярославскому чиновнику была столь бездарна и фальшива, что даже тот все понял и отнесся к автору с презрением.
В личной жизни у Некрасова тоже все было сложно. Широко известен его «Панаевский цикл», посвященный даме, которую он увел, что называется, при живом муже. Однако такие фокусы творили и многие другие творческие люди: те же Пушкин и Тургенев, а впоследствии Маяковский.
Но и Панаеву он со временем потерял, так как не мог иметь детей, коих она, как любая женщина, конечно, хотела завести. В возрасте глубоко за 40 Некрасов женился на девушке из простонародья много младше него, которую, по слухам, «взял из заведения».
Хотя «бизнес» процветал, но все же до таких богатых дворянских родов, как Голицыны, Некрасову было далеко. Купив одно из их имений, он также освоил местный винокуренный завод, имел доходные дома, однако по сохранившимся фото видно, что Карабиха даже при жизни поэта явно нуждалась в ремонте.
Современные Некрасовы – потомки его брата, которому досталось все наследство. Кто-то живет за границей и иногда приезжает в Карабиху, кто-то остался в Советской России.
Но главное – так и остается без ответа риторический вопрос: Кому на Руси жить хорошо? Хотя, глядя на дачи военных пенсов и их милитаристский угар, можно догадаться. А уж за 10-процентную подачку они такую «оду» большой войне своего «барина» сочинят…