Почему был выбран Бодрум? Этот город на Эгейском море наиболее демократичный. Часто встречающийся каменистый берег не предполагает отдых с детьми. Температура воздуха ниже, чем в Анталье.
О короновирусных ограничениях можно забыть. ПЦР для въезжающих туристов отменен и маски без надобности. Нас больше интересовало чем выгодней расплачиваться, поскольку отель, где остановилась наша компания, был на полупансионе. У нас с собой были карты МИР, наличные в рублях и небольшое количество долларов. Их пришлось покупать в одном московском банке по курсу 74 при официальном в 59 рублей.
Тем не менее плюсы от его укрепления мы заметили в Шереметьево, когда оказались в зоне беспошлинной торговли. Там в магазинах дьюти-фри цены зафиксированы в евро. Поэтому стоимость того же парфюма или виски упала вместе с падением валюты.
Курс лиры тоже оказался выгодным
Пока рубль шел вверх, турецкая лира катилась вниз. С середины марта, то есть за три месяца, лира в пересчете на рубли подешевела в 2,5 раза. За одну тогда давали 8 руб., а сейчас дают 3,2. Это официальный банковский курс. Однако те турецкие обменники, которые работают с рублем, продают лиру за 5,7 рублей. Если менять купленные в Москве доллары, то турецкая валюта обходилась за 4,3 рубля.
Что касается карты МИР, то здесь были свои особенности. Мы изучили вопрос еще до поездки. Была информация о том, что с этой платежной системой работают 5 турецких банков: Vakıfbank, Halkbank, Ziraat Bankası, Türkiye İş Bankası и Denizbank.
Увидев запомнившееся название на первом попавшимся банкомате попытались конвертировать валюту. Банкомат выплюнул карту. Второй сделал тоже самое. Мы были в отчаянии, пока не нашли банкомат Ziraat Bankası. Он принял нашу карту. С комиссией лира обошлась в 3,5 рублей. Сельскохозяйственный банк (так он называется по-русски) не подвел нас не разу. Его банкоматы были на каждом шагу. Правда, есть ограничение на снятие 2 тыс. лир в сутки. На это приходится 7 тыс. наших рублей.
Несмотря на рост цен, они в Турции ниже московских
Правительство не тормозит инфляцию, полагая, что это будет мешать развитию экономики. В марте литр бензина стоил 20 лир, сейчас приблизился к 30. Цены на такси примерно такие же как в Москве. Важно следить, чтобы везли по счетчику. Зато сигареты в два раза дешевле.
В сетевых супермаркетах Бодрума 1 л молока – 10 лир; 1 кг картошки – 8 лир, всегда горячий хлеб – 3 лиры. На рынке за 200 лир (700 руб., если по курсу 3,5) можно купить по килограмму клубники, черешни, томатов и арбуз на сдачу.
В бесконечных торговых рядах имеется все, от сувениров до предметов одежды. В попытке снизить цену, на наш аргумент, что есть только 100 лир, нам предлагали перевести нужную сумму в рублях на русский счет некого знакомого.
Каких туристов больше на турецком берегу
Места под солнцем все чаще стали отвоевывать здесь представители Ближнего Востока, Пакистана и богатые турки из Анкары и Стамбула. Иностранцы приезжают, чтобы приобрести турецкое гражданство. Право на него получают купившие недвижимость стоимостью не ниже 400 тыс. лир. Раньше все стремились в Дубаи, но там стали интересоваться происхождением денег. В Турцию вези хоть чемодан наличных, никто не спросит источник. Владельцу турецкого паспорта открыты 70 стран, куда можно поехать без визы.
Что касается украинской темы, то турки, то ли из деликатности, то ли оттого что своих забот хватает, ее не поднимали. Украинцев видели пару раз. Они сидели за соседним столиком в кафе, переругивались между собой, костерили мусульманский мир и пили импортный алкоголь, очень дорогой в Турции.