Эта карикатура Бориса Ефимова – об изъятии церковных ценностей.
Голод в Поволжье стал по мнению одних – причиной, по мнению других – поводом для изъятия богатств церкви.
23 февраля 1922 года увидел свет декрет ВЦИК «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих», начинавшийся словами:
«Ввиду неотложной необходимости спешно мобилизовать все ресурсы страны, могущие служить средством борьбы с голодом в Поволжье и для обсеменения его полей, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, в дополнение к декрету об изъятии музейного имущества, постановил:
1. Предложить местным Советам в месячный срок со дня опубликования сего постановления изъять из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религии по описям и договорам, все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа, и передать в органы Наркомфина со специальным назначением в фонд Центральной комиссии помощи голодающим…».
То есть, во-первых, изымались все предметы из золота, серебра и драгоценных камней. Все остальное изымать было запрещено – и в документах фиксировались случаи возврата церковной утвари, которая оказалась не золотой, а из какого-нибудь сплава типа латуни. Это положение, по счастью, сохранило в храмах множество икон, пусть и без окладов, стоимость которых была очень велика.
Во-вторых, «раскулачивали» не только православные храмы, но и мечети, синагоги, католические костелы и т.д. «Крокодил» про это даже карикатуру нарисовал.
В-третьих, на изъятие ценностей отводился месячный срок. Но в месяц, разумеется, не уложились, кампания продолжалась несколько месяцев и сопровождалась множеством эксцессов. Было множество столкновений представителей власти и прихожан, от трагичных до анекдотичных.
Так, жители деревни Сабурово Московского уезда даже не дали даже выступить агитатору, который едва успел раскрыть рот. Углядев все что нужно во рту, крестьяне «приведя в пример его золотые зубы, указали, что «ценности пойдут на золотые зубы коммунистов».
Но чаще всего было совсем не смешно – как во время событий в ивановской Шуе, где по толпе стреляли из пулемета, пострадали 22 человека, из них 4 убито.
Было множество попыток сопротивления изъятию. Было множество судебных процессов, по итогам которых десятки священников и мирян были расстреляны.
В общем, был страшный бардак – не забывайте, изъятие происходило в стране, где только-только закончилась Гражданская война, где каждый делал что хотел, и власти более чем условно контролировали обстановку на местах. К примеру, председатель Всеукраинского ЦИК просто взял и категорически запретил отправлять ценности в Москву. Нет, изымать надо. Но все оставлять на Украине.
А в целом эта кампания вызывала очень большие ожидания.
Газета «Известия» всерьез убеждала читателей, что церковных богатств хватит на то, чтобы обеспечить голодающих продовольствием на три года. В газетах постоянно подчеркивались богатства церкви и рассказывалось, например, про изъятие из Киево-Печерской лавры золотой ризы с иконы Божьей матери, усыпанной 550 бриллиантами весом 92 карата, жемчужинами и другими драгоценными камнями. Это был самый дорогой из изъятых предметов, одна эта риза по стоимости равнялась 100 вагонам хлеба.
Но ожидания на богатую добычу не оправдались.
Результаты кампании оказались совершенно плачевными.
Всего в 1922 г. было изъято:
Золота - 33 пуда 32 фунта, то есть чуть более полутонны
Серебра - 23 997 пуда 23 фунта – около 400 тонн
Бриллиантов - 35 670 штук
Прочих драгоценных камней - 71 762 штук.
Жемчуга - 14 пудов 32 фунта – около 250 кг.
Итого было изъято на сумму 4 650 810 золотых рублей 67 копеек.
4,6 миллиона – это очень немного. Ленин писал в секретном письме членам ЦК от 19 марта 1922 года, подлинность которого, правда, некоторыми оспаривается: «Взять в свои руки этот фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (а может быть, и в несколько миллиардов) мы должны во что бы то ни стало».
В итоге – всего 4 с половиной миллиона.
Общая сводная цифра подтверждается и сообщениями с мест. Практически все статьи, изучающие процесс изъятия ценностей в том или ином регионе, сообщают о малой результативности. К примеру, В.А. Клишева в статье «Голод 1921 1922 гг. в Удмуртии: причины и последствия» отмечает: «В уездах работа по изъятию церковных ценностей завершилась в течение месяца. В церквях г. Глазова собрали церковной утвари на сумму 68398 рублей золотом. В десяти церквях Дебесского уезда к концу марта 1922 г. изъяли 3 пуда 21 фунт серебра. Конфискованного имущества церквей области хватило всего лишь на 10 вагонов муки».
Почему же результаты были такими разочаровывающими?
Тому было несколько причин.
Во-первых, церковь и без того изрядно «растрясли» в предыдущие годы. Как указывает известная исследовательница проблемы Н. А. Кривова в книге «Власть и Церковь в 1922—1925 гг.»: «Известно лишь, что во время «неофициальной» волны изъятия, прокатившейся в стране еще в 1920 г., у церкви было отнято 7150000000 рублей, не включая изъятое на Украине, Кавказе и в Сибири. Есть сведения по отдельным губерниям. Так в феврале 1922 г. чекисты Новгородской губернии сообщали в Москву, что во время проходившей в 1919 г. кампании вскрытия святых мощей в губернии было взято ценностей из некоторых церквей и монастырей на сумму свыше 1 миллиона золотом. Однако подсчитать количество разграбленного и бесследно пропавшего церковного добра в годы революции и Гражданской войны невозможно».
Во-вторых, церковь и сама собрала для голодающих немалую сумму. Еще летом 1921 года, задолго до объявленной кампании, патриархом Тихоном был создан комитет помощи голодающим.
К февралю 1922 года им было собрано в пользу бедствующих около 9 млн рублей, а также ювелирные украшения и продукты.
В-третьих и главных, при слабой власти в России сделать что-либо на местах практически невозможно. Это как во время борьбы с самогоноварением в одной из предыдущих глав, когда милиционеры в районах годами «не могли найти» аппараты у практически открыто торгующих самогонщиков. Здесь было то же самое – перед приездом «городских» прихожане просто разбирали ценности по домам и прятали их. Как пишет та же Н. А. Кривова: «В ежедневных сводках Информационного отдела ГПУ появляется даже специальный раздел «Дополнительный обзор хищений и скрытий ценностей по церквам РСФСР», который пестрит сообщениями о расследовании случаев "кражи" духовенством и прихожанами из церквей особо ценных предметов с целью их спасения». Как обличающе предполагал Троцкий, церковь «откупалась» громоздким, но сравнительно дешевым серебром и утаивала истинные сокровища.
В итоге тема изъятия церковных ценностей довольно быстро сошла со страниц прессы, и во второй половине 1922 года "Крокодил" об этом уже практически не писал.
Нечем было хвастаться.
___________________________
Если вы любите историю, можете почитать мою книгу Московиты. Книга первая - https://author.today/reader/42820/333819
Одна давняя и позабытая история о несчастном Слепце и трех братьях — Косом, Силаче и Красавчике. Школьные учебники сухо именуют ее "феодальной войной второй четверти XV века в Московском княжестве" и отводят ей максимум пару абзацев. На деле же этот эпизод российской истории ни в чем не уступит "Игре престолов".
Если вам понравится - я буду очень рад.