С лёгкой руки РИА Новости по новостным лентам понеслось сообщение о том, что сети KFC и Burger King переходят на газированные напитки от компании «Черноголовка». Родной производитель предлагает даже колу — своего производства.
Непонятно, почему новость понеслась только теперь: в Челябинске «Черноголовка» появилась в меню KFC как минимум в начале июня. 3 июня газировки этой же марки в меню подтвердил и обновлённый МакДональдс.
И хотя Coca-Cola HBC только 16 июня заявила о нежелании производить и продавать напитки на территории РФ, российские производители уже вовсю участвуют в негласном соревновании «Кто выпустит колу, наиболее близкую к оригиналу».
Впрочем, к оригиналу стремятся не все. Экс-мэр Архангельска собирается выпускать «Русскую колу» в рецептуру которой войдут ягоды, травы и коренья Алтайского края. Правда в РПЦ немного напряглись по поводу Богородицы на этикетке «Русской колы»
Согласно данным тг-канала Mash, запасов Coca-Cola в Москве и Санкт-Петербурге хватит до августа. Потом она наверняка тоже останется на рынке — завезут из той же Турции. Но конечно уже не в тех объёмах. Да и цена на импортную колу уже будет кусаться.
По сути, военная операция на Украине создала для российских «газировщиков» уникальную ситуацию: западные гиганты бросают рынок, который они начали подминать под себя ещё во времена СССР.
И даже более. Вспомните, часто ли в фастфуде у вас была возможность выбрать какую-то газировку кроме продукции Coca-Cola или Pepsi Co?
Нет. Потому что соглашения производителей с сетями закусочных предполагали достаточно большую маржу на напитках — в обмен на обязательство эксклюзивности (сеть предлагает напитки только одного производителя).
В этом смысле торговля через фаст-фуд была неким миксом бизнеса и маркетинга. Человек покупает Coca-Cola в магазине, потому что привык покупать её в McDonalds (или наоборот). Имея возможность работать вдолгую, Coca-Cola и Pepsi Co через условия эксклюзива выдавили с рынка других производителей — как борщевик выживает и забивает другие растения.
Сегодня есть редкий шанс это изменить, причём шанс этот — в первую очередь для «Черноголовки», «Очаково» и прочих.
Ещё в начале июня челябинцы жаловались на то, что 0,5 л бутылка лимонада от «Черноголовки» в KFC откровенно кусается — 109 рублей. Судя по последним скринам в новостях, цена уже упала до 99, что, конечно, всё равно дороговато.
Причин тут несколько. Во-первых, на «Черноголовку» и других нынешнее счастье свалилось нежданно. И всё, что они могут оперативно предложить сетям — лимонад в 0,5 л таре. Разливной формат (который дешевле производителю, сети и клиенту) пока редок: есть не во всех точках и не во всех сетях.
Во-вторых, похоже, что пока никто из российских «газировщиков» не готов агрессивно занимать рынок — так, как это делали западные бренды. Поэтому и не жертвуют прибылью в угоду охвату.
Будем надеяться, что неготовность эта больше технического характера. По крайней мере, к российским активам Carlsberg «Черноголовка» в апреле приценивалась, а значит расширение производства руководство планирует.
В целом же производство лимонадов — это не космические технологии, наладить несложно. Будем надеяться, что совсем скоро Квентин Тарантино сможет снять вторую часть «Криминального чтива» и новую вариацию знаменитого диалога Винсента Веги и Джулса Уиннфилда о различиях фастфуда в разных странах.
— Прикинь, Джулс, я был в российском KFC — там нет нашей колы.
— Ты пил там спрайт?
— И спрайта там нет, я пил «Байкал» и «Буратино».
#новости #экономика #импортозамещение