Найти в Дзене
Алексей Храпчевский

Про памятники и их судей

Много ли статуй в Бразилии? Нет. Совсем немного, принимая во внимание размеры этой страны. Даже возраст Бразилии предполагает наличие неплохого наследия.

Не буду вдаваться в подробности, какая нелёгкая и спекулятивная подтолкнула вашего скромного рассказчика к изучению бразильских памятников скульптуры. Отмечу только, что взялся, ввязался и углубился. Ох и чудное это дело!

Эта статейка – скорее быстрая запись в дневник, чем глубокий исследовательский материал. Так прошу и судить.

Отмечу, что я не смог найти общей библиотеки, где бы были каталогизированы все памятники страны. Есть разрозненные библиотеки, организованные конкретными муниципалитетами, как Inventario dos Monumentos RJ. Поисковые запросы в Google выдают не более десяти статуй, а поиск по обобщающему слово «монументы» успешным могут считать только поклонники архитектуры, модернистской, в первую очередь.

При таком отношении общества (во всяком случае, ответственной её части) к своим статуям совсем логичным показалась мне статья, на которую я наткнулся в своих поисках. Статья «10 estátuas pelo Brasil que poderiam ser retiradas» о том, какие памятники следует снести и почему. Материал двухлетней давности, над некоторыми памятниками уже успели надругаться; а за некоторые, над которыми надругались, успели и извиниться. Сия «общественная дискуссия» меня, конечно, задела.

Вообще история – штука интересная. Так практически каждый памятник не просто можно, а даже нужно сносить. Герцог Кашиас – рабовладелец, Бартоломеу Буэно да Силва – убийца индейцев, Жозе ди Аншиета – пропагандист, ливший христианский бред в уши индейцев, Антониу Консельейру – убивал за короля, Жозе де Алмейда – убивал против короля, Педру Кабрал – открыл Бразилию для захватчиков...

Нам уже не привыкать к обилию идиотов, борющихся за всё хорошее с мёртвыми творцами исторических процессов. Но откуда их так много? А я вот ответить постараюсь. Человек, наконец-то, стал мерой всех вещей. Но Платон-то говорил, про отсутствие объективной истины, а потомки с мозгами в карманах поняли всё по-своему. Помните вопрос «ты кто такой?», следующий за аргументированным ответом на его собрата «а что ты вообще про это знаешь?» – раньше спрашивали друг у друга, когда кто-то решался пересмотреть... жизнь. Так вот, эти вопросы уже даже некуда вставить в разговоре с мерой всех вещей – разговорной базы для них нет сегодня.

Один из главных принципов исторической науки – историзм, он предполагает, что оценивать события, факты и личности надлежит, исходя из конкретных исторических условий того времени, когда они произошли. Но к чему эти устаревшие принципы и правила? Каждый человек уже сам по себе – эксперт в любой области, пока у «мозга» в кармане не села батарейка. Тем более, сегодня мы видим, что главный принцип борцунов с памятниками состоит в том, чтобы оценивать всё на свете через призму «я так чувствую». Внимание! Даже не «я так думаю», а «чувствую». Почему это важно? Потому что думать надо уметь, чтобы думать, нужно что-то знать. Но для игры на чувствах не нужны знания, достаточно эмоций человека, тебя – меры всех вещей. Вперёд, измеряй!

Но это я ушёл куда-то в дебри смыслов и рассуждений. Постойте! По-хорошему, мне даже не надо прибегать ко всему вышесказанному, достаточно аксиомы (когда-то она ей являлась) о том, что уничтожение исторических памятников – это варварство. Но об этом уже так много сказано, а эффекта от этих слов как не было, так и нет. Потому что варваризация – это правильно, трендово, прогрессивно.

Все уже устали читать про отмену Христофора Колумба в Штатах? А вот, получайте отмену Педру Алвариш Кабрала! Он не лучше колумбов ваших. Но в Штатах, вроде бы, еще не додумались атаковать, как считается, светоча всех и вся и освободителя рабов Линкольна Абрама, а вот в Бразилии памятник принцессе Изабел Браганса – под вопросом. И вообще, честно говоря, и памятники-то некрасивые, устаревшие – в контемпоральном (это слово, если вы человек взрослый, можно не запоминать – скоро введут новое) смысле художественной ценности не представляют, как какой-нибудь кристальный... башня.

Оставим искусствоведам сии размышления, у них и так сейчас глаза налились кровью от ремарки про слово «контемпоральный». А поговорим ещё о такой интересной штуке, как последовательность. Аргументации, мысли... В школе ещё нам начали рассказывать учителя, что одни и те же явления могут собираться в разные группы в зависимости от признаков, по которым мы их решились классифицировать. Юнцом я протестовал против этого, думал, что мне в голове кашу варят, а не полезные знания дают. Но оказалось, что мир сложен и многообразен, а образены эти образуют разные разены, если на них по-разному смотреть. И ведь правда!

Вот есть Роберт Ли – генерал армии Конфедеративных Штатов Америки в американскую же гражданскую войну. Вот ему стояли памятники в южных штатах, вот их начали сносить под улюлюканья от BLM. Если заметить, что рабовладельцем Ли не был (тут сразу отмахиваться придётся, конечно, от того, что это байки, что в 1857 ему достались поместья от тестя, с ними еще 200 рабов, что трали-вали, рабов он освободил только через пять лет... Сам факт того, что освободил, кстати, ещё до своего поражения в гражданской войне, – это не аргумент никакой, ну да ладно. Текста в скобках уже столько, что будем считать, что я отмахнулся. Рабов подсунул тесть, по договору их должны были освободить через пять лет, в 1862 году Ли их освободил. Точка), то выслушаешь историю о том, что сносят не человека, а идею, что-то высшее, что человек, отлитый в бронзе представляет. А представлял Роберт Эдвардович злой юг, который напал на север, чтобы навязать всем рабовладельческий расистский строй. Понравилось последнее предложение? Тех, кто историю эту знает, надеюсь, немного развеселил; те, кто с темой не знакомы, уже по первой части этой фразы поняли, что воспринимать моё резюме событий 1861-1865 годов в Америке всерьёз не стоит, а стоит, если интересно, почитать что-нибудь историческое. А вот интересующие нас чувствователи с карманными мозгами... они кивнули просто – всё точно описал.

Продолжаем! Про последовательность. Этим же воевателям против памятников предлагают Колумба в тех же Штатах или Педру Кабрала в Бразилии. Тоже снести! Как? А так! Они были злые, расисты, из-за них началось «вот это всё». Пойми меня правильно, дорогой читатель! Индейцев мне тоже жалко, конечно. Но есть и другая сторона медали – открытие Нового света, расширение границ мира, великие географические открытия. Сама возможность бразильцу или американцу сейчас требовать сноса этих памятников заложена в свершениях их далеких предков – Колумба и Кабрала. Идею вы сносите или персоналии за их характеры и расизм? И как бы не татуировались местные, как бы не отказывались от изучения истории до образования своих государств, как бы не употребляли фразы вроде «португальцы сюда приехали и нас завоевали», они и есть носители именно европейской культуры и истории, а не индейцы. Для них уж точно великие итальянец и португалец – это сокровища их истории и цивилизации. В первую очередь им они обязаны жизнью на своих родинах и самим существованием. С камрадами индейцами (я их встретил пока 2х) у нас будет свой отдельный разговор, вне европейских предрассудков, но только с ними. А вы, господа победители мемориалов, пока подумайте о заявленной мною выше «последовательности»!

Поменьше было бы эмоций, я бы даже из всего этого статью хорошую написал бы, только что-то струна порвалась, да сломалось перо...