Найти в Дзене
Honda Motor RUS

Honda Elsinore: от отрицания – к великой победе

Когда основатель Honda Motor Co. Соитиро Хонда с головой ушел в мотогонки, ему пришлось перешагнуть через собственные убеждения, чтобы достичь успеха. У Хонда получались хорошие 4-тактные мотоциклы для гражданского применения, поэтому он считал, что 4Т – единственная лучшая технология двигателестроения.

Honda CR250M Elsinore
Honda CR250M Elsinore

«Honda никогда не будет строить 2-тактные мотоциклы,» - заявлял Соитиро в конце 60-х. И следовал этому правилу, пока в 1968-69 не столкнулся с резко возросшей конкуренцией в японском чемпионате по мотокроссу, в котором соперники выставили первые 2-тактные байки. В классе 125-кубовых моторов 2-тактники совершили прорыв в соотношении мощности к массе мотоциклов, что в мотокроссе имеет ключевое значение. В 1969 году пилоты Honda проиграли уже в обоих классах - и в 125, и в 250 куб.см.

Глядя на ситуацию, Хонда запустил сверхсекретный проект создания 2-тактного мотора. На его совершенствование ушло около трех лет. Причем, о том, что Соитиро строит 2-тактный мотоцикл, знал только ограниченный круг инженеров, но даже менеджеры завода – нет. Демонстрация первых прототипов стала сюрпризом.

Заводской R&D успел создать несколько прототипов с моторами 125 и 250 куб.см, и один из них достиг цели – мгновенно! Одним из факторов, сделавших Honda CR250 легендарным мотоциклом, был невероятно мощный и надежный двигатель.

Стив МакКуин, Honda CR250M Elsinore
Стив МакКуин, Honda CR250M Elsinore

Кстати, а видели ли вы фильм «On Any Sunday» о мотогонках на озере Эльсинор со Стивом МакКуином? Стиль МакКуина на Honda угодил точно в сердце каждого байкера Соединенных Штатов.

В 1973 году Хонда представил усовершенствованный вариант CR125M и CR250M, получивших имя «Elsinore» в память о фильме. И это был настоящий прорыв на годы вперед. 2-тактный прорыв Соитиро Хонда!

Honda CR250M Стива МакКуина в музее
Honda CR250M Стива МакКуина в музее

Соитиро изменил свое мнение по двум причинам: из-за неприятия проигрыша и желания изменить мир. Но менять мир Хонда начал с себя, переборов догму о тотальном превосходстве 4-тактных мотоциклов. Конечно, в 2000-ных Honda Motor Co. вернулась к идеям о более экологически чистых, менее шумных и более мощных 4-тактных моторах, но история CR125M и CR250M, а также доминирование пилотов Honda в чемпионате по Мото Гран-При на 500-кубовых 2-тактных прототипах доказывает, что в этом деле компания достигла пика совершенства.

Классический образец Honda CR250M Elsinore 1973 года
Классический образец Honda CR250M Elsinore 1973 года

1974 год в истории мотоиндустрии был знаковым: Америка переживала бум мотокросса и мотогонок в целом, и, поскольку асфальтированных и бетонных дорог было пока еще немного, кроссовые байки занимали 1-ю строчку в продажах. Вся Большая Четверка японских производителей представила свои 2-тактные новинки, определившие вектор развития мотоспорта на следующие 20-25 лет – у Yamaha появился YZ125, у Suzuki - RM125 и у Kawasaki - KX125. Но Honda CR125M был первым из всех, и на его дизайн ориентировались остальные. В Америке проводилось множество гонок, как профессиональных, так и любительских. И Elsinore побежал везде. Honda CR оставался в ТОПе на протяжении 5 лет. Конкуренция была высокой, и в 1977-78 году произошел значительный редизайн шасси и подвески линейки Elsionre. А в 1979 вышла совершенно новая версия Honda CR125R. В этот момент началась история новой гоночной легенды Honda.