Читать 1-ю часть
Алексей Архипович Батраев родился 9 марта 1856 г. в Парижском поселке, Верхнеуральского уезда, Оренбургской губернии. Родителями его были служащий казак Архип Васильевич Батраев и его законная жена Евдокия Иванова. Крестил младенца священник Петропавловской церкви п. Великопетровка Василий Павлович Ребрин. С Великопетровкой связано детство и отрочество будущего нагайбакского пастыря: здесь в 1869 г. он закончил курс станичной школы. Свои познания юный Алексей пополнял в семье, о чем свидетельствует отметка в одном из его отчетов: «образование получил домашнее». Алексей был весьма талантливым учеником, и очень рано у него возникло желание быть учителем.
Его учительская карьера началась необыкновенно рано, в возрасте 14 лет. Следующие 20 лет своей жизни он будет преподавать в школах Парижского, Кассельскую и Требиатского поселков. Начав свою педагогическую деятельность в одно время с христианским просветителем нагайбаков Игнатием Тимофеевым, в его лице Алексей Батраев приобрел и опытного наставника, и ближайшего сотрудника, а после принятия Тимофеевым священного сана, и духовного отца. Именно от него он воспринял методику инородческого образования Н.И. Ильминского, от него получал необходимую для работы литературу, издаваемую Казанским Братством св. Гурия.
Учитель миссионерской школы
Осенью 1887 г. Оренбургский епархиальный комитет Православного Миссионерского Общества принял важное решение – о преобразовании казачьей требиатской школы в миссионерскую. Поводом для этого стало донесение священника Фершампенуазского прихода Василия Меркурьева о мусульманском влиянии в Требии. Посетовав на невозможность решить проблему своими силами, священник предложил прислать в поселок опытного миссионера, предположив, «что дело это может вести с успехом учитель соседней казачьей школы в Парижском поселке Батраев, родом из нагайбаков». Предложение было одобрено комитетом и Алексей Батраев был назначен учителем Требиатской миссионерской школы. С этого момента началось его миссионерское служение в Требии.
Через несколько месяцев, 29 января 1888 г., Требиатскую миссионерскую школу посетил с проверкой инспектор инородческих училищ В. Катаринский. Оценку деятельности требиатского учителя Катаринский поместил на страницах своего отчета:
Учитель Батраев к делу достаточно подготовлен, ревностный и очень религиозный христианин, душевно преданный религиозному просвещению нагайбаков. Свое дело он ведет хорошо и успешно, особенное внимание обращает на обучение Закону Божию и церковному пению... Он часто ведет религиозные беседы с учениками и с взрослыми, особенно во время праздников. Конечно, особенно больших успехов Батраев пока не сделал, за недавним перемещением в Требиацкий поселок, но... и то хорошо, что положено прекрасное начало религиозному просвещению нагайбаков в Требии и что учитель Батраев по своему нравственному складу и способностям вполне обещает оправдать возложенные на него Комитетом надежды.
В 1889 г. в п. Требиатском был открыт собственный приход. Первым священником Требии стал выпускник Казанской Крещено-татарской школы, фершампенуазский учитель Спиридон Ишменев. Однако, уже в сентябре 1890 г. о. Спиридон по собственному прошению был переведен в Париж. И тогда епархиальное начальство обратило внимание на требиатского учителя, два года плодотворно трудившегося в миссионерской школе поселка. К этому времени он имел уже достаточно солидный педагогический стаж, а его труд был отмечен наградой, – серебряной медалью «За усердие», для ношения на груди на Александровской ленте.
Священник-миссионер
31 декабря 1890 г., в день отдания праздника Рождества Христова, епископ Оренбургский и Уральский Макарий рукоположил учителя Алексея Батраева во священники к Михайло-Архангельской церкви Требиатского поселка. Начало его служения пришлось на тяжелое время голода, разразившегося в Оренбургской губернии в 1891-1892 годах. В эти трудные годы свое священническое и миссионерское служение, о. Алексей Батраев активно совмещал с благотворительной и педагогической деятельностью, а также с подготовкой к строительству храма, который должен был стать новой школой для детей требиатских нагайбаков. Благодаря его энергичной деятельности, храм-школа в честь Св. Архангела Михаила в Требиатском поселке был построен и освящен уже в октябре 1895 г.
Будучи рукоположенным во священники, Алексей Батраев исполнял должность законоучителя требиатской школы. В своей учительской практике о. Алексей столкнулся с необходимостью искоренения языческих представлений нагайбаков и противодействия мусульманской пропаганде в семьях своих учеников. Делал он это с большой осторожностью и соблюдением педагогического такта. Так, ученица Толмачева, ставшая невольной участницей языческого обряда, не услышала от о. Алексея ни слова упрека за этот поступок, а ученику Ишменеву, родители которого перешли в ислам, священник дал совет, как оставаться христианином, не нарушая при этом 5-ю заповедь – о почитании родителей. Для утверждения взрослых прихожан в православии, о. Алексей, по примеру других приходов, устраивал накануне церковных праздников религиозно-нравственные чтения, главной темой которых было разъяснение правил христианского благочестия на примере жизни и подвига христианских святых.
Золотая лихорадка
Материальное обеспечение причта требиатской церкви было достаточно скромным. В рапорте церковному начальству за 1896 г. о. Алексей докладывал:
(Причту) положено жалованье от казны, а именно: священнику – 225 руб., а псаломщику – 75 руб. От местного общества причт руги и жалованья не получает, братского дохода за требоисправление ежегодно получается от 60 до 85 руб.
При этом ни у священника, ни у псаломщика долгое время не было собственного жилья и им приходилось оплачивать съемное жилье из своего и без того скромного бюджета.
Однако, в 1896 г. возникло одно благоприятное обстоятельство, которое могло улучшить материальное положение требиатского причта. Об этом обстоятельстве о. Алексей сообщал в своем рапорте на имя благочинного:
При церкви имеется отведенный участок земли в 300 десятин хорошего качества для пашни и сенокосной… За последнее лето разведкой местного причта найдено золото с хорошим содержанием.
О. Алексей не скрывал своей находки, и своих намерений использовать ее во благо причта требиатской церкви, которому принадлежал золотоносный участок. Но на пути этого предприятия встал влиятельный золотопромышленник Рамеев, который смог вопреки закону, запрещавшему использование церковной земли не членам причта, присвоить себе церковный надел.
Через несколько лет этот конфликт между требиатским причтом и влиятельным золотопромышленником послужил причиной для возбуждения дела против о. Алексея Батраева в церковном суде. О характере обвинений, предъявленных о. Алексею, можно судить по постановлению Оренбургской духовной консистории от 4 июня 1899 г. за № 262: священник Михайло-Архангельской церкви Требиатского поселка обвинялся в «неисполнении им, Батраевым, приходских треб и о занятии им золотопромышленностью». Преосвященный Владимир (Соколовский) по рассмотрении дела подписал резолюцию № 3148 следующего содержания:
По проверке о. благочинным сведений, обвинение оказалось основательным. Чтобы не повторилось несчастие и на новом приходе, сделать ему чрез благочинного строгое внушение – помнить свой пастырский долг и строго исполнять его.
Рассмотрение дела и резолюция на него архиерея последовали почти через год после перевода о. Алексея на другой приход, а это значит, что предъявленные ему обвинения и его перевод не были связаны друг с другом. Да и само дело касалось не каких-либо серьезных нарушений церковных канонов, а вопросов церковной дисциплины, которые рассматриваются в административном порядке. Тем не менее, даже спустя много лет, на вопрос соответствующей графы клировых ведомостей: был ли священник под судом или следствием, о. Алексей должен был отвечать утвердительно.
В дальнейшем этот факт будет использован отпавшими в ислам нагайбаками для распространения ложных слухов о лишении о. Алексия священного сана за кражу рыбы из чужих сетей. Но эти слухи пользовались доверием только среди мусульман. Православных жители Требии помнили и любили своего пастыря, который, к тому же, часто посещал их в дни церковных праздников, чтобы послужить в созданной его трудами Михайло-Архангельской церкви.
Перевод в Наваринский поселок
16 октября 1898 г. по распоряжению епархиального начальства священники Требиатского поселка Верхнеуральского уезда Алексей Батраев и поселка Наваринского, того же уезда, Николай Юнгеров, русский по национальности, были переведены один на место другого. О. Николай был направлен в Требию с миссионерскими целями: молодой священник только что окончил противомусульманское отделение Оренбургской духовной семинарии и предполагалось, что он, как специалист, сможет вывести миссионерскую работу в поселке на новый уровень. Однако, из-за незнания нагайбакского языка и излишней строгости русского священника к прихожанам дело миссии в Требии оказалось под угрозой срыва. Осознав свою ошибку, епархиальные власти назначили в Требию кряшенского священника о. Макария Софронова, одного из лучших учеников Н.И. Ильминского. Он с успехом продолжил дело противомусульманской миссии, начатое его предшественником о. Алексеем Батраевым.
В Наваринской церкви о. Алексей будет служить до самой своей кончины, которая последует 14 декабря 1915 г. Материальное состояние семьи священника на новом месте не улучшится: в списке должников Оренбургского епархиального женского училища за 1908 г. числится старшая дочь священника, Наталья, к тому времени уже работавшая учительницей в требиатской школе. И это при том, что о. Алексей в эти годы являлся действительным членом Общества вспомоществования нуждающимся ученикам этого учебного заведения.
Отношения его с церковными властями в этот период также были далеки от идеальных, – ему то и дело объявляли выговоры: за отлучки из прихода без ведома благочинного, за чрезмерную требовательность к прихожанам, за ошибки в ведении метрических книг. Тем не менее, в отзывах благочинных о поведении о. Алексея Батраева всегда будет значиться: «Весьма хорошего» и «Очень хорошего».
В 1909 г., к дню Св. Пасхи, за ревностное исполнение служебных обязанностей и благоповедение о. Алексей Батраев был награжден скуфьей. Оказавшись среди русского населения, нагайбакский пастырь направил свой миссионерский талант на дело обращения раскольников: 29 июня 1912 он присоединил к Православной Церкви казачью вдову Магнитного поселка Татьяну Голину, 33 лет, из раскола поморского толка. Миссионерские заслуги священника были отмечены в юбилейном отчете ПМО за 1910 г., где, в числе известных оренбургских миссионеров, было названо и имя о. Алексея Батраева. В общей сложности священническое служение о. Алексея продолжалось 25 лет, 8 из которых он отдал миссионерским трудам на благо своего народа.
Как и у большинства священников, семья требиатского священника была многодетной. С 1878 по 1899 годы у о. Алексея Батраева и его супруги Елены Петровой родилось одиннадцать детей, двое из которых умерли в младенчестве. Шестеро из них пошли по стопам отца: Марфа, Наталия и Прокопий стали учителями, а Александр, Павел и самый младший, Никодим, учились в духовных заведениях. Никодим накануне в 1916 г. поступил в Харьковский горный техникум, но события революции и гражданской войны надолго прервали его обучение. Профессию мастера горных дел он получит уже в годы советской власти, в 1928 г., после нескольких лет работы на золотых рудниках в окрестностях Требии. Здесь, в семье Никодима Батраева в 1926 г. и родился будущий советский разведчик Борис Батраев.
Жизненный путь учителя, священника и миссионера Алексея Батраева был тернистым и вместе с тем – ярким: родившись в семье простого парижского казака, он, как и все нагайбаки, должен был стать храбрым воином, сражаться с врагами Царя и Отечества, и, возможно, умереть героем где-нибудь под Шипкой или Кокандом. Но уже в юношестве он почувствовал иное призвание – быть учителем. Тем не менее, такие чисто казаческие качества его характера, как преданность, мужество, решительность, бескомпромиссность, проявлялись в его характере даже в годы его служения в Церкви.
Свое миссионерское служение о. Алексей воспринимал как нравственный долг перед своим народом, который он оставил не по своему желанию. Влияние его личности на современников было таково, что даже спустя столетие нагайбаки продолжают рассказывать о нем различные легенды. Автором одной из них стал его внук, Борис Батраев. Конечно, живи он в другое время, он не стал бы скрывать всей правды о жизни и делах своего деда, которыми можно было только гордиться, и которые составляют истинную честь и славу нагайбакского народа. Но не мы выбираем времена – времена выбирают нас…
Литературная миссия в Париже
Из дверей дома на улице Жака Оффенбаха разведчик Батраев вышел ближе к полудню, когда шпиль Эйфелевой башни, как часовая стрелка, указывал на сияющее на синем парижском небе яркое майское солнце. В руках он держал бумажный пакет, перевязанный розовой шелковой лентой. В пакете находились рукописи последнего русского классика Ивана Алексеевича Бунина, которые из посольства СССР в Париже вскоре будут отправлены на родину писателя, в Россию. 9-томное собрание сочинений И.А. Бунина будет издано в Москве в 1965-1967 годах. Значительная часть этого собрания увидит свет только благодаря разведчику и дипломату Борису Батраеву, который, как и его дед, много лет будет честно и бескорыстно служить своему народу, своей стране.
Прославленный разведчик и заслуженный сотрудник СВР России Борис Никодимович Батраев скончался в Москве 29 февраля 2008 года.
Для написания статьи автор использовал материалы Оренбургского и Челябинского областных архивов, XV главу книги «Женские судьбы разведки» писателя Владимира Антонова, и статью А. Тептеева в газете «Всходы» «Батраев в Париже и не только».
Фотоматериалы из личного архива Б.Н. Батраева предоставили для публикации нагайбакские краеведы Александр Григорьевич Тептеев и Константин Святославович Сергеев.
Даты дореволюционных событий даны по юлианскому стилю.