Он был, пожалуй, самым долго правящим и самым выдающимся фараоном.
Он родил около 100 сыновей и более 50 дочерей, был самым долгоправящим фараоном Египта и, построив один из самых необычных храмов в мире, обеспечил себе бессмертие. Могущество и слава Рамзеса II дошли до наших дней в Абу-Симбеле.
Рамзеса II историки недаром называют Великим. Он, вероятно, является самым долго правящим правителем Египта. Он правил Новым царством около 1200 года до н.э. Он был третьим фараоном девятнадцатой династии, сыном Сети I. Он взошел на трон в возрасте всего 25 лет и оставался на нем рекордные (для египетских реалий) 66 лет. Его подданные уже тогда считали его бессмертным, потому что он дожил до зрелого возраста - 91 года.
С самого начала своего правления Рамзес II не бездельничал. Путешествуя по стране, он курировал многочисленные строительные проекты. Он также быстро изменил свой королевский титул, добавив к нему "Сетепен-Ре". Таким образом он хотел, с одной стороны, подчеркнуть свои особые отношения с этим богом, а с другой - придать себе ранг, равный богам. Последующие годы Рамсес провел в многочисленных военных кампаниях в Сирии и Ливии. Широко распространено мнение, что период его правления был для Египта временем процветания, стабильности и, прежде всего, всестороннего развития.
Погребенный в песках пустыни на протяжении веков, храм Абу-Симбел был обнаружен только в 1813 году. Это сделал швейцарский путешественник Иоганн Людвиг Буркхардт. Он заметил торчащую из песка голову одной из статуй, охранявших вход, и диадемы двух других. Только через пять лет Джованни Баттиста Бельцони, также известный своими открытиями в Долине царей, отправился в Нубийскую пустыню для раскопок статуй и зданий. Однако его ждало большое разочарование. Как охотник за сокровищами, он ожидал найти внутри богатства наравне с королевскими гробницами. Однако, за исключением нескольких статуй, храм был пуст.
Спустя более трех тысяч лет Абу-Симбел по-прежнему вызывает восхищение не только могуществом фараона, но, прежде всего, мастерством его строителей. Вход охраняют четыре массивные статуи самого Рамзеса. Высота каждого из них превышает 20 метров - это самые высокие из сохранившихся колоссов в Египте. Они заслуживают более пристального внимания. Рядом со статуями также находятся небольшие скульптуры приближенных фараона: жены, матери, сыновей и дочерей. У его ног можно увидеть связанных узников - врагов государства.
Работы по строительству храма начались на пятом году правления Рамзеса и были завершены через тридцать лет. Его древняя популярность длилась недолго. Вероятно, Абу-Симбел был погребен песками пустыни и забыт вскоре после смерти своего основателя. Ни греки, ни римляне не упоминают об этом.
Вопреки видимости, храм посвящен не Рамзесу, а богам солнца Амону-Ре и Ре-Хорахте, а также богу искусств и ремесел Птаху. Над главным входом, между головами колоссов, находится скромная статуя бога солнца Ре с головой сокола.
За фасадом находятся 14 залов, выдолбленных в скале и уходящих в нее почти на 60 метров. Первый, самый большой, - гипостильный зал с восемью большими статуями Рамзеса у колонн. За ним и по бокам располагались небольшие помещения. В конце находится святилище, где фараон приказал представить себя среди богов. Украшения на стенах сохранились в отличном состоянии. В основном они изображают военные достижения Рамзеса - его враги трепещут перед ним, а сирийцы умоляют о пощаде.
Дважды в год здесь происходит настоящее волшебство света. Лучи восходящего солнца падают через узкий вход в храм и освещают лицо Рамсеса и двух богов солнца - Амона-Ра и Ре-Хорахта. Статуя Птаха, бога заходящего солнца, остается в тени. Это необычное явление имело место 21 февраля и 21 октября. Эти даты, вероятно, не были случайными и являлись годовщинами рождения и коронации фараона. Сегодня, в связи с изменением места расположения памятника, они были сдвинуты на один день.
Рамзес II решил построить свой храм в необычном, для египетской действительности, месте. Его предшественники возводили здания во славу своего царства в основном на севере страны - в Карнаке, Луксоре, Эдфу или Гизе. Однако план Рамзеса был более изощренным - комплекс из двух храмов (первый посвящен фараону, а второй - его любимой жене Нефертари) был построен всего в 300км к югу от Ассуана, на берегу Нила в Нубии
Почему так далеко от центра египетской цивилизации? Существует множество теорий. Вероятно, храм был просто призван показать мощь Египта всем гостям с юга, а также нубийцам, с которыми Рамсес II вел несколько войн. С другой стороны, логичным выглядит утверждение, что Рамзес не мог возвести такой храм в столице. Мегаломания, проявившаяся в четырех огромных статуях, а также ставящая его персону в один ряд с богами, не могла быть хорошо принята египетскими жрецами и сановниками. Поэтому фараон посвятил себя продвижению своего образа за пределами страны бога Амона.
В 60-х годах двадцатого века египтяне решились на грандиозную акцию по регулированию вод Нила. Они решили построить Великую Асуанскую плотину. К сожалению, в районе, где должно было появиться озеро Насер, находились древние памятники. Существовала реальная опасность, что они навсегда исчезнут под водой. Египтяне не хотели спасать храмы, они объявили всему миру, что будут топить прошлое, чтобы спасти будущее. 51 страна со всего мира через ЮНЕСКО решила объединить усилия и спасти оба храма. Было выбрано предложение инженеров из Швеции разрезать их на части и переместить. Как бы радикально это ни звучало, но это оказалось более мудрым решением, чем идея накрыть участок пустыни стеклянным куполом или оградить его специальной дамбой.
Руководителем работ над этим безумным проектом был известный археолог и египтолог - профессор Казимеж Михаловский. Чтобы сохранить окрестности как можно ближе к первоначальному местоположению храмов, было решено искусственно создать две скалистые горы, в которых были спрятаны огромные железобетонные купола для защиты памятников от давления скал.
Кусок за куском вся скала была разрезана на более чем две тысячи тридцатитонных блоков и собрана обратно, как пазл, в 200 метрах и 65 метрах выше, на вершине склона. Весь проект обошелся в немалую (особенно для 1960-х годов) сумму - почти 40 миллионов долларов. Работы заняли четыре года, и в 1968 году храм Абу-Симбел был вновь открыт для посетителей.
Однако редко упоминается, что не только два храма в Абу-Симбеле были спасены. В общей сложности подобным образом было спасено целых девять памятников. Однако не все они были перемещены так близко к своему первоначальному местоположению. Несколько небольших храмов были переданы в дар странам, предоставившим наибольшие суммы денег для финансирования акции. Так, храм из Дендеры можно найти в Нью-Йорке, а храм из Дебода украшает один из парков Мадрида.
Несмотря на то, что местоположение храма изменилось, была предпринята попытка сохранить его магию. Памятник по-прежнему обращен на восток таким образом, что дважды в год солнце освещает лицо Рамсеса и богов солнца, хотя и со сдвигом на один день по отношению к первоначальным датам. Перефразируя слова поэтессы, можно сказать, что вечность мертвых длится до тех пор, пока живы необычные здания, созданные ими, и Абу-Симбел, безусловно, одно из них. Даже воды озера Насер не могут подняться над силой Рамзеса Великого, который выковал себе бессмертие в скале более трех тысяч лет назад.