Найти тему
Дестрой

КБЖД в деталях ч.13: Дореволюционные железнодорожные тоннели и галереи участка Шумиха-Уланово

И снова мы продолжаем серию статей о знаменитой КругоБайкальской Железной Дороге.

В предыдущих частях мы неоднократно писали о том, что чтобы полностью охватить все самые интересные сооружения на протяжении более 85 километров КБЖД, мы разделили её на участки между станциями.

И в этот раз мы расскажем про участок этой железной дороги от остановочного пункта Шумиха до станции Уланово.

-2

И сразу за остановочным пунктом Шумиха, где мы остановились в прошлой статье, нас встречает портал тоннеля №11 "Шумихинский", который был построен в 1904 г. на 100 километре КБЖД.

-3
-4

Длина этого тоннеля составляет 299 метров и изначально он был двухпутным, но впоследствии один путь был демонтирован.

-5

По первоначальному проекту здесь должен был быть более короткий тоннель длиной всего 146 метров, а у порталов должны были быть прорублены выемки.

-6

Но во время подготовительных работ выяснилось, что здесь изобилуют очень непрочные грунты с валунами и ледяными прослойками, в следствии чего пришлось изменить проект, а также уменьшать заряды динамита при проходке, чтобы не совершать непредвиденные обвалы.

-7
-8

Так выглядит его второй портал.

-9
-10
-11
-12

Спустя ещё несколько сотен метров мы выходим к ещё одному тоннелю №10 "Берёзовый-2", который был построен также в 1904 г.

-13

Его длина составляет 77 метров.

-14

Строительство этого тоннеля также сопровождалось сложными грунтами, а уже в процессе первого года его эксплуатации здесь часто происходили обвалы, в следствии чего пришлось усиливать некоторые кольца свода.

-15
-16
-17

Второй портал.

-18

И сразу за ним в сотне метров мы выходим к ещё одному тоннелю №9-бис "Берёзовый-1".

В отличии от предыдущих, этот двухпутный тоннель строился в период с 1912 по 1914 гг. взамен проходившего правее на тот момент уже аварийного обходного пути вокруг мыса с противообвальной галереей.

-19

Длина его составляет 497 метров.

-20
-21

В середине тоннеля во время строительства был пройден небольшой ходок к дополнительному забою, через который осуществлялся вывал породы в озеро.

-22

И он сохранился по сей день.

-23
-24

Здесь хорошо видна толщина каменно-бетонной обделки тоннеля. Не путать с отделкой, обделка это горный термин, обозначающий тип крепи.

-25

Давайте выглянем на склон скалы.

-26

Откуда можно заметить неиспользуемую галерею старого пути первого этапа строительства, от которой когда-то над бухтой в обход скалы проходил металлический виадук, но впоследствии его разобрали.

-27

Возвращаемся в тоннель.

-28
-29
-30
-31
-32

И выходим из второго портала.

-33

И конечно мы его обойдём слева и посмотрим на ту галерею, что видели из штольни забоя.

-34

Перед галереей нас встречают остатки обрушенной подпорной стенки, построенной в 1905 г. под руководством итальянского подданного архитектора Л. Феррари на 99 километре КБЖД.

-35

А за ней находится портал однопутной противообвальной галереи №6 "Берёзовая", построенной в 1904 г. и которую прекратили использовать ещё в 1914 г.

-36
-37

Длина её составляет чуть более 50 метров.

-38

В этой галерее, в отличии от всех встреченных на пути до этого, есть такие отверстия.

-39

Вероятно они были как-то связаны с дренажной системой.

-40

И когда-то эту галерею продолжал мост.

-41

Примыкающий к порталу.

-42

И уходящий через бухту на её другой берег, где в 1930-х гг. была построена каменная электростанция, которую мы к сожалению не заметили и прошли мимо.

Наверняка это выглядело очень красиво.

-43

Вернёмся назад к порталу тоннеля.

-44

Где у воды полотно поддерживает такая подпорная стенка с водоотводящим лотком.

-45

А спустя ещё пару километров и миновав несколько небольших мостов, мы выходим на станцию Уланово, которая изначально именовалась как Хвойная, но в 1933 г. была переименована и названа в честь председателя Маритуйского совета комиссара Николая Уланова, который в 1918 г. во время Гражданской войны при попытке подорвать тоннель № 18-бис пал от рук белогвардейцев.

-46

У выезда со станции внизу взгляд зацепился за старый каменный домик с трубой. Это то, что осталось от бывшей водоподъёмной станции.

-47

К нему вела такая каменная лестница.

-48
-49
-50

Заглянем внутрь.

-51
-52

Его хотели восстановить и уложили новую крышу.

-53

А это вскрытая труба печи в стене.

-54

К старому зданию сделали пристройку и вероятно когда-нибудь ремонт в нём всё же доделают.

-55
-56

Вернёмся на пути и пройдём на станцию.

-57

Сама станция была основана ещё во время первой очереди строительства КБЖД в 1902 г. на искусственно отсыпанной площадке. На ней размещалось здание вокзала, жилые дома и дом охраны, водоподъёмная станция и даже была своя небольшая пристань.

-58
-59

При второй очереди строительства и постройке второго пути, в 1913 г. здание вокзала было перенесено в сторону. Тогда же были построены новые жилые дома и казарма, а в 1962 г. станция была упразднена, став разъездом.

-60

Но теперь здесь восстановили практически все основные строения.

-61
-62

Здание вокзала.

-63

Тут нас в очередной раз догнал ремонтно-восстановительный поезд, который мы неоднократно встречали на пути в предыдущие дни.

-64
-65

А сразу за станцией теперь стоит туристическая база Восточно-Сибирской железной дороги "Хвойная", у которой мы решили остановиться на ночь на берегу, где и закончим эту часть нашего рассказа о КБЖД. Ждите продолжения.

Так что на этом всё.

-66

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807

Спасибо за просмотр и до новых встреч.