Найти тему
#velonation

Переходите пешком — на свой страх и риск

Оглавление

Вчера дептранс объявил, что развесил на московских улицах 23 таблички для самокатчиков с призывами спешиваться на переходах. Посмотрим, что это за места, и поговорим о том, почему таблички не помогут.

Фото: Artem Maltsev/Unsplash.
Фото: Artem Maltsev/Unsplash.

Сперва небольшой юридический экскурс. В росийских ПДД все еще нет самокатов. Формально они считаются пешеходами, должны ездить по тротуарам и требование спешиваться на переходах на них не распространяется. Де-факто в Москве самокаты приравнивают к транспортным средствам: прокатные фирмы рекомендуют ездить по велодорожкам, а дептранс призывает самокатчиков спешиваться и пытается учитывать их в статистике ДТП. Проезд на самокате по переходу попадает в сводки как “Передвижение по проезжей части на скейтборде (роликовых коньках и т.д.)”, хотя скейтборды и ролики в ПДД тоже не обнаружены.

И еще — для исследования использована карта ДТП, которая основана на официальные данных ГИБДД. Акция с табличками, судя по всему, устроена по следам свежих аварий, но автоинспекция до сих пор не публикует информацию с начала 2022, так что мы будем оперировать данными прошлых лет. Они вполне красноречивы.

А теперь к списку. Вот он, всего 23 адреса. Но мы начнем не по порядку, а с самых вопиющих случаев.

-2

Планетная улица, 45

Здесь четыре полосы и переход без светофора, разрешенная скорость 60 км/ч, улица прямая, без признаков успокоения трафика. Так может выглядеть шоссе, но это улица внутри жилой застройки. В прошлые годы здесь уже произошло четыре ДТП с пострадавшими пешеходами: в декабре 2015, в ноябре 2019, в июне и ноябре 2021. Во всех четырех случаях ГИБДД зафиксировало вину водителя — нарушение правил проезда пешеходного перехода. Никакие спешивания не сделают этот переход безопасней. Здесь нужен светофор, а не табличка!

-3

Улица Строителей, 3

Снова четыре полосы и нерегулируемый переход в гуще жилой застройки. Дело осложняется тем, что рядом находится школа. В сентябре 2021 года 27-летний водитель фольксвагена нарушил правила проезда пешеходного перехода и наехал на ребенка, который, согласно сводкам, “передвигался по проезжей части на скейтборде (роликовых коньках и т.д.)”.  Аналогичное ДТП, но уже со взрослым человеком, произошло здесь же в июне прошлого года. И еще одно в августе, но уже с женщиной-пешеходом. Этого должно быть достаточно, чтобы как можно скорее поставить здесь светофор, а если вдруг хочется еще крови, то было такое же  ДТП с пешеходом в 2015 году.

Отметим — во всех ДТП есть вина водителя. Хотя в реальности виноваты люди, которые допускают существование таких опасных переходов и, вместо светофоров, развешивают там бесполезные таблички.

-4

Бунинская аллея, 9

Опять четыре полосы без светофора, соседство школы и россыпь ДТП с пешеходами: в 2016, 2018, 2019 и дважды в 2021 году. Во всех случаях водители нарушали правила проезда перехода. Читай: мчались через него, не сбавляя скорость, потому что улица к этому располагает. Хорошо, что среди пострадавших нет несовершеннолетних. Соседний переход, где с безопасностью тоже было плохо, сделали приподнятым и поставили ограничение скорости 20 км/ч. А здесь сделают табличку с напоминанием переходить пешком, хотя, как мы видим из статистики, этого делать там не стоит.

-5

Улица Лобачевского, 92

Здесь вообще шесть полос, между которыми стоит отбойник. Недалеко школа. Место загадочное, но, судя по всему, крайне опасное. В отчетах ГИБДД переход обозначен как нерегулируемый, но на визуализациях светофор все-таки есть. В 2015 году здесь было летальное ДТП с пешеходом по вине водителя. В 2017 пострадали два пешехода и еще по одному в 2017 и 2018. Если тут нет путаницы в данных (а она, к сожалению, бывает, потому что ГИБДД ведет статистику небрежно), то вешать здесь таблички не просто глупо, а преступно.

-6

Еще несколько адресов из списка — нерегулиремые переходы через четыре полосы, не такие чудовищные, но тоже страшные и с пешеходными ДТП в анамнезе. Вот перечень опасных мест, которые дептранс “лечит” табличками:

  • Новоданиловская, 2 к1 — 1 ДТП с “роликами/скейтбордами”
  • Ташкентская, 14 — 2 ДТП с пешеходами
  • Шаболовка, 44 (помимо четырех полос тут есть еще трамвай) — 2 ДТП, включая одно с “роликами”
  • Симферопольский бурвар, 4а — ДТП пока нет (напомню, данных за 2022 год у нас нет)
  • Ленинградское шоссе, 16а — 1 ДТП
  • Новогиреевская, 41 и 49 — по два ДТП на каждом адресе. При этом второй озаборен со всех сторон — от ДТП это до сих пор не помогало, и наивно думать, что табличка все исправит.
  • Адмирала Лазарева, 6 — 1 ДТП

Есть опасные места и с двумя полосами. Все ДТП с пешеходами на этих зебрах формально происходили по вине водителей. Фактически — потому что это прямые, как стрела, улицы. На них не сделано ничего для успокоения трафика и безопасности людей. Пешком или на самокате, но вы здесь всегда рискуете.

  • Красностуденческий проезд, 1 (рядом школа) — 2 ДТП, включая с одно велосипедистом
  • Ивантеевская, 5 — 1 ДТП
  • Мясницкая, 45 — 1 ДТП
  • Гжатская, 2 — 1 ДТП
  • Нагорная, 12 — 1 ДТП
  • Флотская, 18 — 2 ДТП, оба в прошлом году и одно из которых с несовершеннолетним на “роликах”. На улице есть лежачие полицейские, но и они, как мы видим, не спасают. Табличка тут точно будет бессильна, нужно делать анализ улицы и что-то на ней менять.

С остальными адресами все сложно — из-за низкого качества статистики невозможно определить, о каком именно переходе идет речь. Но один из них по любому показательный — это Раменский бульвар, 4. Новая улица, построенная по стандартам полувековой давности. Никакой не бульвар, а шоссе, где все построено вокруг автомобиля. Такого в принципе не должно быть под окнами жилых домов.

Московские власти могут сколько угодно говорить правильные слова про приоритет безопасности. Улицы в городе спроектированы так, что каждый из нас в любой момент может стать жертвой или виновником ДТП. И вот что важно: сотрудники дептранса — не дикие безграмотные люди. Они прекрасно понимают, что на самом деле надо делать, чтобы улицы стали безопасными — департамент регулярно пишет об этом в своих соцсетях. Поэтому кейс с табличками не просто бесполезный, а действительно аморальный.