Вчера дептранс объявил, что развесил на московских улицах 23 таблички для самокатчиков с призывами спешиваться на переходах. Посмотрим, что это за места, и поговорим о том, почему таблички не помогут.
Сперва небольшой юридический экскурс. В росийских ПДД все еще нет самокатов. Формально они считаются пешеходами, должны ездить по тротуарам и требование спешиваться на переходах на них не распространяется. Де-факто в Москве самокаты приравнивают к транспортным средствам: прокатные фирмы рекомендуют ездить по велодорожкам, а дептранс призывает самокатчиков спешиваться и пытается учитывать их в статистике ДТП. Проезд на самокате по переходу попадает в сводки как “Передвижение по проезжей части на скейтборде (роликовых коньках и т.д.)”, хотя скейтборды и ролики в ПДД тоже не обнаружены.
И еще — для исследования использована карта ДТП, которая основана на официальные данных ГИБДД. Акция с табличками, судя по всему, устроена по следам свежих аварий, но автоинспекция до сих пор не публикует информацию с начала 2022, так что мы будем оперировать данными прошлых лет. Они вполне красноречивы.
А теперь к списку. Вот он, всего 23 адреса. Но мы начнем не по порядку, а с самых вопиющих случаев.
Планетная улица, 45
Здесь четыре полосы и переход без светофора, разрешенная скорость 60 км/ч, улица прямая, без признаков успокоения трафика. Так может выглядеть шоссе, но это улица внутри жилой застройки. В прошлые годы здесь уже произошло четыре ДТП с пострадавшими пешеходами: в декабре 2015, в ноябре 2019, в июне и ноябре 2021. Во всех четырех случаях ГИБДД зафиксировало вину водителя — нарушение правил проезда пешеходного перехода. Никакие спешивания не сделают этот переход безопасней. Здесь нужен светофор, а не табличка!
Улица Строителей, 3
Снова четыре полосы и нерегулируемый переход в гуще жилой застройки. Дело осложняется тем, что рядом находится школа. В сентябре 2021 года 27-летний водитель фольксвагена нарушил правила проезда пешеходного перехода и наехал на ребенка, который, согласно сводкам, “передвигался по проезжей части на скейтборде (роликовых коньках и т.д.)”. Аналогичное ДТП, но уже со взрослым человеком, произошло здесь же в июне прошлого года. И еще одно в августе, но уже с женщиной-пешеходом. Этого должно быть достаточно, чтобы как можно скорее поставить здесь светофор, а если вдруг хочется еще крови, то было такое же ДТП с пешеходом в 2015 году.
Отметим — во всех ДТП есть вина водителя. Хотя в реальности виноваты люди, которые допускают существование таких опасных переходов и, вместо светофоров, развешивают там бесполезные таблички.
Бунинская аллея, 9
Опять четыре полосы без светофора, соседство школы и россыпь ДТП с пешеходами: в 2016, 2018, 2019 и дважды в 2021 году. Во всех случаях водители нарушали правила проезда перехода. Читай: мчались через него, не сбавляя скорость, потому что улица к этому располагает. Хорошо, что среди пострадавших нет несовершеннолетних. Соседний переход, где с безопасностью тоже было плохо, сделали приподнятым и поставили ограничение скорости 20 км/ч. А здесь сделают табличку с напоминанием переходить пешком, хотя, как мы видим из статистики, этого делать там не стоит.
Улица Лобачевского, 92
Здесь вообще шесть полос, между которыми стоит отбойник. Недалеко школа. Место загадочное, но, судя по всему, крайне опасное. В отчетах ГИБДД переход обозначен как нерегулируемый, но на визуализациях светофор все-таки есть. В 2015 году здесь было летальное ДТП с пешеходом по вине водителя. В 2017 пострадали два пешехода и еще по одному в 2017 и 2018. Если тут нет путаницы в данных (а она, к сожалению, бывает, потому что ГИБДД ведет статистику небрежно), то вешать здесь таблички не просто глупо, а преступно.
Еще несколько адресов из списка — нерегулиремые переходы через четыре полосы, не такие чудовищные, но тоже страшные и с пешеходными ДТП в анамнезе. Вот перечень опасных мест, которые дептранс “лечит” табличками:
- Новоданиловская, 2 к1 — 1 ДТП с “роликами/скейтбордами”
- Ташкентская, 14 — 2 ДТП с пешеходами
- Шаболовка, 44 (помимо четырех полос тут есть еще трамвай) — 2 ДТП, включая одно с “роликами”
- Симферопольский бурвар, 4а — ДТП пока нет (напомню, данных за 2022 год у нас нет)
- Ленинградское шоссе, 16а — 1 ДТП
- Новогиреевская, 41 и 49 — по два ДТП на каждом адресе. При этом второй озаборен со всех сторон — от ДТП это до сих пор не помогало, и наивно думать, что табличка все исправит.
- Адмирала Лазарева, 6 — 1 ДТП
Есть опасные места и с двумя полосами. Все ДТП с пешеходами на этих зебрах формально происходили по вине водителей. Фактически — потому что это прямые, как стрела, улицы. На них не сделано ничего для успокоения трафика и безопасности людей. Пешком или на самокате, но вы здесь всегда рискуете.
- Красностуденческий проезд, 1 (рядом школа) — 2 ДТП, включая с одно велосипедистом
- Ивантеевская, 5 — 1 ДТП
- Мясницкая, 45 — 1 ДТП
- Гжатская, 2 — 1 ДТП
- Нагорная, 12 — 1 ДТП
- Флотская, 18 — 2 ДТП, оба в прошлом году и одно из которых с несовершеннолетним на “роликах”. На улице есть лежачие полицейские, но и они, как мы видим, не спасают. Табличка тут точно будет бессильна, нужно делать анализ улицы и что-то на ней менять.
С остальными адресами все сложно — из-за низкого качества статистики невозможно определить, о каком именно переходе идет речь. Но один из них по любому показательный — это Раменский бульвар, 4. Новая улица, построенная по стандартам полувековой давности. Никакой не бульвар, а шоссе, где все построено вокруг автомобиля. Такого в принципе не должно быть под окнами жилых домов.
Московские власти могут сколько угодно говорить правильные слова про приоритет безопасности. Улицы в городе спроектированы так, что каждый из нас в любой момент может стать жертвой или виновником ДТП. И вот что важно: сотрудники дептранса — не дикие безграмотные люди. Они прекрасно понимают, что на самом деле надо делать, чтобы улицы стали безопасными — департамент регулярно пишет об этом в своих соцсетях. Поэтому кейс с табличками не просто бесполезный, а действительно аморальный.