Своими кольцами на этом портрете Пушкин просит совсем не то, что я от него ожидала. Давайте послушаем, что же он говорит.
На правом большом пальце Александр Сергеевич носит крупное кольцо с изумрудом квадратной формы. Для прибавления физических сил в сфере любви и творчества.
Тут возможны два варианта:
Либо это желание увеличить силы для вывода творческой идеи в физический мир. Т.е. Евгения Онегина он уже придумал, теперь надо сесть и написать его. Пёрышком по бумаге: и так 7 лет 4 месяца и 17 дней. И, вполне возможно, что в этом неусидчивому поэту нужна была помощь.
Либо запрос на расширение физической любви – то есть полюбить больше красавиц. Не думаю, что с этим, что у Пушкина были проблемы. Но в период написания портрета (1827 г.) Александр Сергеевич решил жениться. И по меткому выражению Ю.М. Лотмана, тот «собирался жениться не потому, что влюбился, а влюблялся потому, что собирался жениться». Это было время многочисленных и активных, но зачастую кратковременных увлечений: свидетельства тому письма и стихи. Перстень помогал и подталкивал. Я склоняюсь к тому, что этот вариант более вероятен.
На указательном пальце у Пушкина золотой перстень. Мы знаем, как он выглядел только по описаниям: «большое витое золотое кольцо с крупным 8-угольным сердоликом красноватого или желтоватого цвета. На камне была вырезана восточная надпись. Над надписью помещены стилизованные изображения виноградных гроздей».
Мало того, что в нём присутствует камень, непростая форма, надпись, символы, так кольцо ещё и дареное. Целый клубок смыслов! Попробуем его расплести.
Сердолик заряжает оптимизмом. Живой и весёлый характер поэта мы все знаем, хотя к концу жизни он всё больше впадал в меланхолию. Было от чего, конечно, и перстень мог поддерживать Александра Сергеевича в бодром расположении духа.
На камне виноград – символ процветания – и надпись на древнееврейском «Симха, сын почетного рабби Иосифа, да будет благословенна его память». Т.е. это просто печатка-подпись, пожелание богатства неизвестному Симхе. Хотя, скорее всего, Пушкин не знал значения надписи.
Исследователи предполагают, что перстень - тот самый «залог любви», подаренный поэту Елизаветой Воронцовой. И эта составляющая влияет сильнее всего. Подаренное украшение связывает владельца с дарителем. Так что графиня Воронцова с этим перстнем передавала Пушкину свою энергию, жизненные силы и любовь.
Перстень, расположен на указательном пальце - это призыв наставника, учителя. Видимо, к дару любви и таинственному философскому (масонскому) знанию Пушкин обращал свои надежды на водительство.
Интересно, что на разных изображениях этот перстень кочует с правой руки на левую. На левом указательном его нарисовал и сам поэт. Скорее всего, ему хотелось носить его там, когда он непосредственно писал, чтобы передать свои знания миру.
А на левом большом этот перстень изображён на портрете К.П. Мазера. Это посмертный портрет поэта (1839). В то время Пушкину очень не хватало возможности вывести свою ярость жизни и активную энергию. Может быть, это безмолвный крик - желание, наконец, освободиться от давящего ощущения. И мы знаем, во что он вылилось. В таком случае, дуэль выглядит очень логичным шагом, нашёптанным сердоликовым кольцом на левом большом пальце. Интересно, Мазер сам расположил перстень так или по просьбе заказчика портрета и ближайшего друга Пушкина П.В. Нащокина? В любом случае, удивительное совпадение.
А я ожидала увидеть какое-нибудь кольцо на правом безымянном пальце Александра Сергеевича. Но, видимо, муза была покорна божьему веленью и недостатка в творческих идеях поэт не испытывал.
Если вам интересна символика украшений, загляните в мой телеграм канал "Украшения в помощь".