Найти тему

Все прелести абсурда

Как из обычного монолога сделать гениальный. Одновременно и смешной, и грустный, и романтичный, при этом честный и абсолютно серьезный.
Сегодня про кино, про самое мое любимое кино.

“Новейший завет”. 2015 г. Жако ван Дормель
“Новейший завет”. 2015 г. Жако ван Дормель

Знаете, никогда бы не подумал, что люблю абсурд. Не потому, что разобрался в приеме и понял смысл произведения, а чисто на эмоциях. И, возможно, я бы этого никогда и не узнал, если бы не “Новейший завет” - абсурдная комедия бельгийского режиссера и сценариста Жако ван Дормеля. Возможно, вы смотрели его “Господина Никто” с Джаредом Лето, тоже, кстати, гениальное кино. Оба фильма смотрят на социум с точки зрения законов физики. “Господин Никто” рассказывает драматическую историю жизни с помощью теории струн, а “Новейший завет” работает с относительностью. Но стоит сразу сказать, это не научно-фантастическое кино, никакой физики в них нет. В этом и кроется гениальность этих двух картин, физика лишь создает структуру сценария, дает необычные идеи и формы для построения истории про людей.
Но давайте вернемся к теме и разберем одну из сцен “Новейшего завета”, чтобы понять, чем же так крут абсурд.

Для начала вырежем абсурдные вставки из сцены.

Сцена в лифте. Девушка и мужчина с цветами заходят в лифт. Мужчина поворачивается к незнакомой девушке и говорит:
“Простите. Я люблю вас. Я никого не любил. Я вообще ничего не люблю, только вас, вас люблю и буду любить всегда. Если вы меня не полюбите, буду жить один, ждать смерти и думать о вас каждый день”.
Мужчина протягивает девушке цветы, она их принимает и выбегает из лифта.

Теперь вернем абсурд и сравним варианты.

Сцена в лифте. Девушка и мужчина с цветами заходят в лифт. В лифте также находятся еще два человека. Мужчина поворачивается к незнакомой девушке и говорит:
“Простите. Я люблю вас. Я никого не любил. Я женат, но не люблю жену и сына не люблю, и родителей тоже, вообще ничего не люблю, только вас, вас люблю и буду любить всегда. Если вы меня не полюбите, буду жить один, ждать смерти и думать о вас каждый день”.
Мужчина протягивает девушке цветы, она их принимает и выбегает из лифта. Мужчина поворачивается к паре из лифта и говорит:
“Я написал на обертке номер телефона”.

Как это ни странно, но абсурд придает сцене серьезности, без него она больше похожа на подкат. Именно из-за абсурда начинаешь верить персонажу, признание приобретает излишнюю искренность, от которой веет и романтикой, и грустью. А шутка в конце отлично дополняет ситуацию, вовлекая невольных слушателей в лифте таких же, как мы с вами у экранов, в эту красивую зарисовку и отвечая на наш вопрос “как же она сообщит свой ответ”.
Благодаря утрированию его история становится в несколько раз сильней. Этим и должно заниматься настоящее худ. произведение, давать зрителю то, чего нет в реальности. Возможность почувствовать совершенно новое, незнакомое.
Наворачивающиеся на глазах слёзы и одновременная улыбка - это постоянный эффект при просмотре “Новейшего завета”. Это настолько необычные ощущения, что вы обязаны их испытать.
И помните, выход в стиральной машинке, часок ползком и ты на воле.

Автор: Александр Полутов — разработчик и теоретик видеоигр, автор канала Паттерн Игрока.

#комедия #кино #обзорфильма #киноискусство