Найти тему

Задачка: можно ли творческую задачу заставить выполнить?

Вот интересный вопрос в управлении. Есть задача. Она сложная. Она срочная. Если долго делать эту задачу, то будут проблемы. Если сделать ее плохо будут проблемы. У вас есть два сеньора.

К одному вы подходите и четко ставите задачу: "У нас тут срочная задачка появилась. Как думаешь лучше будет это реализовать? <...> (предполагаемое место ответа) Как ты это понимаешь? <...> Смотри, у нас формально крайний срок такой-то, к этому сроку можно успеть сделать надежно? Если нет, то как думаешь чем можно пожертвовать, чтобы это потом было легко встроить? <...>

Ко второму вы подходите с вопросом: "Нужно срочно сделать такие-то таблицы с такими-то ограничениями, коллегам нужен такой формат данных и сделай проверки на целостность, по ключу и что расчетные значения если все с агрегировать соответсвует агрегированию исходных данных. Нужно сделать к пт".

Конечно ситуация упрощена и немного утрированая и идеализированная. Но тем не менее суть разницы подходов видна. При этом оба имеют свои эффективные стороны и негативные. Как думаете какие результаты будут у первого сеньора и какие у второго? Кто сделает быстрее? Кто качественее? Кто скорее ошибется? Используется ли в обоих подходах весь потенциал сотрудника уровня сеньора?

Вообще задачи можно разделить на творческие и не творческие. Первые требуют способностей и мышления, вторые требуют конкретного навыка. По сути любая задача, где нужно думать – творческая. Любая задача, где не нужно думать – нетворческая. То есть творческая состовляющая задачи содержиться не в том, что для него мы используем "правое" или "левое" полушарие (что изначально в целом не верно, но тем не менее для примера), а в новости результата.

По сути нетворческие задачи решаются по инструкции. А если есть инструкция, то можно ввести стандарты и как следствие сроки и тд. И тут можно применять прямой подход в управлении, так сказать классику, или директивный подход: четкие сроки, поощрения и наказания, заставлять, советовать, оценивать, проверять каждый шаг.

А творческие задачи не могут решаться по инструкции по определению, иначе думать не нужно было бы. А что интересное, чтобы найти решение не через четкую инструкцию, то внешний, прямой контроль снижает эффективность. Творческой задаче в целом вредно давать сроки, как минимум на творческие составляющие, ведь это задача требующая мышления, а значит не решается по интсрукции, а если нет инструкции, то не может быть стандартов, и тогда откуда взять времени? Поэтому при работе с мышлением и требуется другой подход в управлении.

Поэтому ответ следующий на задачу: первый метод даст результат с примерно той же скоростью (может даже и чуть быстрее), что и второй, но в том конкретном примере, второй результат будет основан на всей доступной компетенции сеньора. При этом если бы задача четко решалась бы по интсрукции, то естественно первый способ был бы идеален, но тогда и сеньор был бы не нужен.

Не забудь подписаться на мой телеграм канал https://t.me/psych_enlight 😊