Найти тему
Дестрой

КБЖД в деталях ч.4: Тоннели и мосты участка Хабартуй-Малая Крутая губа

Сегодня мы снова продолжаем серию статей о знаменитой КругоБайкальской Железной Дороге.

Как мы уже писали ранее, для того, чтобы полностью охватить все самые интересные сооружения на протяжении более 85 километров КБЖД, мы разделили её на участки с нашими фотографиями между некоторыми станциями, снятыми в разные посещения.

И в этой статье мы расскажем про участок от бывшего блокпоста Хабартуй до остановочного пункта Малая Крутая губа.

-2

Сразу за бывшим блокпостом на одноимённом мысе Хабартуй расположена скала с названием Откол или Зуб, в которой сделана выемка.

-3

Видимо это было проще чем сделать небольшой короткий тоннель.

-4

За которой расположен 30-метровый балочный мост-виадук № 5, построенный в 1915 г. на 145 километре. Что примечательно он был только у второго ныне действующего пути, а у первого пути был маленький однопролётный мост, который не сохранился.

-5

Так он выглядит снизу.

-6
-7

А спустя ещё два километра мы выходим к порталу тоннеля №36 "Хабартуй-3". Если быть более точным, то называется это сооружение галерейно-тоннельным комплексом. Раньше он к слову был двухпутным.

-8

Этот комплекс был построен в 1904 г. и его длина составляет 155 метров.

-9

Он является началом целого каскада из тоннелей и противолавинных галерей, следующих практически вплотную друг за другом.

-10

В этом тоннеле 6 марта 1946 г. произошла железнодорожная авария. Тогда по причине срыва стоп-крана перед тоннелем остановился пассажирский поезд № 51, после чего начал продолжать движение, когда следовавший за ним грузовой поезд из-за невнимательности локомотивной бригады проехал запрещающий огонь и столкнулся в тоннеле с его хвостом. А далее в хвостовом вагоне-лавке от разрушенной печи возник ещё и пожар, погубивший в итоге 20 человек, а 29 пассажиров было ранено.

-11

Из такой пристроенной в 1904 г. противообвальной галереи этого тоннеля прорублен выход на склон берега.

-12
-13

Так он выглядит снаружи.

-14
-15

Далее следует ещё одна противообвальная галерея под номером 3, которая была пристроена к старой галерее в 1915 г.

-16

Она уже выполнена из железобетона.

-17
-18

И ещё небольшая подпорная стенка у окончания галереи.

-19

Спустя пару десятков метров нас снова встречает противообвальная галерея №12.

-20

Длина этой галереи 49 метров.

-21

Если кто-то не понимает различий между тоннелями и галереями, то тут всё просто. Тоннель проходится сквозь горную породу, а галерея либо пристраивается к скале, либо строится в выемке и имеет как минимум одну внешнюю стену или свод.

-22

Из галереи открывается вид на очередной портал, но это уже тоннель.

-23

Но для начала хотелось бы обратить внимание на сохранившиеся над вторым порталом остатки бывшей системы предупреждения об обвалах. Между порталами были натянуты провода и в случае если падающие со склона валуны их обрывали, на пульт дежурного передавался сигнал о обрыве на определённом участке.

-24

Сразу за галереей на 143 километре расположен портал тоннеля №35 "Хабартуй-2", построенный в 1905 г.

-25

Этот тоннель довольно протяжённый и его длина составляет почти 550 метров.

-26

Из него также есть выход на склон к байкалу.

-27

Через этот технологический проём осуществлялся вывал породы из дополнительного забоя при проходке горной выработки.

-28

Так этот проём выглядит снаружи.

-29
-30

Весь этот каскад инженерных сооружений раньше был двухпутным.

-31

А так выглядит его второй портал.

-32

То и дело на столбах встречаются предупреждающие о обвалах знаки.

-33

А спустя ещё километр пути мы выходим к очередному тоннелю №34 "Хабартуй-1", построенному в 1904 г. на 142 километре.

-34

Его длина составляет около 130 метров.

-35
-36
-37
-38
-39
-40

И второй портал.

-41

Несколько раз в день мы встречали и ремонтно-восстановительные бригады, которые всегда приветливо махали нам руками. :)

-42
-43
-44

Один из множества водоотводных лотков, построенных в распадках.

-45

Иногда мы встречали и туристов, как пеших, так и на квадроциклах.

-46
-47

Спустя ещё пару километров показался тоннель №33 "Большая Крутая губа", построенный в 1904 г. на 140 километре.

-48

Его длина 302 метра.

-49

По габаритам он чуть уже предыдущих и не совсем понятно был он однопутным или двухпутным.

-50

В нём оборудовано несколько ниш, так что скорее всего он всё же был двухпутным.

-51
-52
-53

А так выглядит его второй портал.

-54

Практически сразу за тоннелем расположен очередной комплекс из двух мостов через впадающую в залив Большая Крутая губа реку.

-55

Первый каменный и ныне неиспользуемый мост длиной 75 метров был построен здесь в 1904 г. во время первой очереди строительства КБЖД.

-56

Второй же каменно-бетонный мост был пристроен в 1914 г. во время окончания второго этапа строительства.

-57
-58
-59

А дальше на 139 километре мы снова выходим к порталу тоннеля №32 "Малая Крутая губа", построенному в 1904 г. сквозь мыс Малокрутогубский.

-60

Его длина около 255 метров.

-61
-62
-63
-64
-65

Ко второму его порталу пристроена небольшая противообвальная галерея.

-66

А дальше мы проходим ещё два моста через Малую Крутую губу.

-67

Первый был построен в 1904 г., а второй в 1914 г.

-68

И выходим на одноимённый остановочный пункт при вымирающем поселении Шаражалгай, основанном в 1902 г., где и закончим эту часть рассказа о КБЖД, так что ждите продолжения.

А на этом всё.

-69

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807

Спасибо за просмотр и до новых встреч.