Сегодня мы снова продолжаем серию статей о знаменитой КругоБайкальской Железной Дороге.
Как мы уже писали ранее, для того, чтобы полностью охватить все самые интересные сооружения на протяжении более 85 километров КБЖД, мы разделили её на участки с нашими фотографиями между некоторыми станциями, снятыми в разные посещения.
И в этой статье мы расскажем про участок от бывшего блокпоста Хабартуй до остановочного пункта Малая Крутая губа.
Сразу за бывшим блокпостом на одноимённом мысе Хабартуй расположена скала с названием Откол или Зуб, в которой сделана выемка.
Видимо это было проще чем сделать небольшой короткий тоннель.
За которой расположен 30-метровый балочный мост-виадук № 5, построенный в 1915 г. на 145 километре. Что примечательно он был только у второго ныне действующего пути, а у первого пути был маленький однопролётный мост, который не сохранился.
Так он выглядит снизу.
А спустя ещё два километра мы выходим к порталу тоннеля №36 "Хабартуй-3". Если быть более точным, то называется это сооружение галерейно-тоннельным комплексом. Раньше он к слову был двухпутным.
Этот комплекс был построен в 1904 г. и его длина составляет 155 метров.
Он является началом целого каскада из тоннелей и противолавинных галерей, следующих практически вплотную друг за другом.
В этом тоннеле 6 марта 1946 г. произошла железнодорожная авария. Тогда по причине срыва стоп-крана перед тоннелем остановился пассажирский поезд № 51, после чего начал продолжать движение, когда следовавший за ним грузовой поезд из-за невнимательности локомотивной бригады проехал запрещающий огонь и столкнулся в тоннеле с его хвостом. А далее в хвостовом вагоне-лавке от разрушенной печи возник ещё и пожар, погубивший в итоге 20 человек, а 29 пассажиров было ранено.
Из такой пристроенной в 1904 г. противообвальной галереи этого тоннеля прорублен выход на склон берега.
Так он выглядит снаружи.
Далее следует ещё одна противообвальная галерея под номером 3, которая была пристроена к старой галерее в 1915 г.
Она уже выполнена из железобетона.
И ещё небольшая подпорная стенка у окончания галереи.
Спустя пару десятков метров нас снова встречает противообвальная галерея №12.
Длина этой галереи 49 метров.
Если кто-то не понимает различий между тоннелями и галереями, то тут всё просто. Тоннель проходится сквозь горную породу, а галерея либо пристраивается к скале, либо строится в выемке и имеет как минимум одну внешнюю стену или свод.
Из галереи открывается вид на очередной портал, но это уже тоннель.
Но для начала хотелось бы обратить внимание на сохранившиеся над вторым порталом остатки бывшей системы предупреждения об обвалах. Между порталами были натянуты провода и в случае если падающие со склона валуны их обрывали, на пульт дежурного передавался сигнал о обрыве на определённом участке.
Сразу за галереей на 143 километре расположен портал тоннеля №35 "Хабартуй-2", построенный в 1905 г.
Этот тоннель довольно протяжённый и его длина составляет почти 550 метров.
Из него также есть выход на склон к байкалу.
Через этот технологический проём осуществлялся вывал породы из дополнительного забоя при проходке горной выработки.
Так этот проём выглядит снаружи.
Весь этот каскад инженерных сооружений раньше был двухпутным.
А так выглядит его второй портал.
То и дело на столбах встречаются предупреждающие о обвалах знаки.
А спустя ещё километр пути мы выходим к очередному тоннелю №34 "Хабартуй-1", построенному в 1904 г. на 142 километре.
Его длина составляет около 130 метров.
И второй портал.
Несколько раз в день мы встречали и ремонтно-восстановительные бригады, которые всегда приветливо махали нам руками. :)
Один из множества водоотводных лотков, построенных в распадках.
Иногда мы встречали и туристов, как пеших, так и на квадроциклах.
Спустя ещё пару километров показался тоннель №33 "Большая Крутая губа", построенный в 1904 г. на 140 километре.
Его длина 302 метра.
По габаритам он чуть уже предыдущих и не совсем понятно был он однопутным или двухпутным.
В нём оборудовано несколько ниш, так что скорее всего он всё же был двухпутным.
А так выглядит его второй портал.
Практически сразу за тоннелем расположен очередной комплекс из двух мостов через впадающую в залив Большая Крутая губа реку.
Первый каменный и ныне неиспользуемый мост длиной 75 метров был построен здесь в 1904 г. во время первой очереди строительства КБЖД.
Второй же каменно-бетонный мост был пристроен в 1914 г. во время окончания второго этапа строительства.
А дальше на 139 километре мы снова выходим к порталу тоннеля №32 "Малая Крутая губа", построенному в 1904 г. сквозь мыс Малокрутогубский.
Его длина около 255 метров.
Ко второму его порталу пристроена небольшая противообвальная галерея.
А дальше мы проходим ещё два моста через Малую Крутую губу.
Первый был построен в 1904 г., а второй в 1914 г.
И выходим на одноимённый остановочный пункт при вымирающем поселении Шаражалгай, основанном в 1902 г., где и закончим эту часть рассказа о КБЖД, так что ждите продолжения.
А на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807
Спасибо за просмотр и до новых встреч.