Найти тему
Дестрой

КБЖД в деталях ч.2: Старые противообвальные галереи и мосты участка Култук-Старая Ангасолка

Сегодня мы продолжаем серию статей о знаменитой КругоБайкальской Железной Дороге или просто КБЖД. Несколько лет назад мы вскользь писали о некоторых её местах, а теперь рассказываем о ней целиком.


Для того, чтобы полностью охватить все самые интересные сооружения на протяжении более 85 километров этой железной дороги, мы решили разделить её на участки между некоторыми станциями с нашими фотографиями, снятыми в разные посещения.


И в этой статье мы расскажем про её участок от станции Култук до остановочного пункта Старая Ангасолка.

-2

Вообще раньше это был конечный участок КБЖД, но после затопления ветки от Иркутска до Порта-Байкал, который стал тупиковой станцией, теперь это по сути её начало, так что отсюда мы и начинаем наш маршрут.

-3

По пути на станцию мы встречаем старый пирс, строившийся на стыке 1970-х - 1980-х гг. для отправки танкеров с топливом на север Байкала для строительства Байкало-Амурской Магистрали.

-4

В то время неподалёку располагалась база с резервуарами для топлива, а на пирсе располагалось заправочное оборудование.

-5

Но работать по назначению этому инженерному сооружению было не суждено и из за уже угасаемого завоза топлива по воде и большой экологической опасности для озера, а в середине 1980-х гг. с запуском западного участка БАМ-а, эта необходимость и вовсе отпала.

-6

После распада СССР начался всеобщий упадок и пирс вовсе был заброшен, а топливные резервуары нефтебазы разобраны.

-7

Таким мы застали его в 2016 г., но спустя пять лет за него взялись и пирс был отремонтирован, а с 2021 г. стал использоваться под яхтклуб.

-8

Дальше обходим порт, когда-то имевший важнейшее значение при строительстве БАМ. Отсюда на Северный Байкал осуществлялся завоз угля, контейнеров и прочих грузов. Вплоть до 2020 г. отсюда также осуществлялся завоз угля в Усть-Баргузин, расположенный на северо-востоке озера, о порте которого мы кстати также уже когда-то писали статью.

-9

И вот мы на станции Култук нынешней Восточно-Сибирской Железной Дороги, открытой в 1905 г., где происходила стыковка КБЖД с Сибирской Железной Дорогой.

-10
-11

Сразу за станцией в сентябре 2013 г. к 10-летию компании "Российские Железные Дороги" была установлена эта стела. Тогда за её разработку в конкурсе от РЖД, диплом первой степени и денежную премию получил художник-конструктор Восточно-Сибирского центра научно-технической информации и библиотек Ю. Зинченко.

-12

Спустя пару километров пути по железной дороге мы выходим на остановочный пункт "Галерея Сосновая" при небольшом посёлке с названием Широкая, данном по названию реки и основанном в 1904 г. Раньше этот пункт носил название 154-й километр и в нём размещались путейские домики, а сейчас здесь живёт человек пять.

-13

У берега стоят руины старой водокачки.

-14

Рядом стоит заросший памятник, установленный в честь погибших 5 сентября 1975 г. членов экипажа теплохода "Мирный", затонувшего во время сильного шторма.

-15

Проходим ещё полтора километра.

-16

И подходим к давно уже неиспользуемой однопутной противообвальной/противооползневой/противолавинной (как вам угодно) галерее №16 "Сосновая".

-17

Она находится на 152 километре, а её длина составляет 53 метра. Теперь путь проходит в стороне от неё.

-18

Рельсы здесь много десятилетий назад были демонтированы.

-19

К сожалению точного года её постройки мы не знаем кроме периода 1902-1905 гг.

-20

Так выглядит её второй портал.

-21
-22

А мы движемся дальше мимо подпорных стенок и мелких мостов.

-23
-24

Обвалы случаются и по сей день довольно часто, о чём свидетельствуют то и дело встречающиеся убранные с путей валуны осыпей.

-25

И строительная техника.

-26
-27

А вот и показался пассажирский пригородный поезд РА-1. Приходилось на нём и кататься по КБЖД, очень комфортный и классный поезд, а главное очень дешёвый. Эти поезда ходят здесь практически каждый день в обоих направлениях. Да и вообще последнее время по КБЖД стали активно гонять небольшие товарняки и рефрижераторы.

-28

Спустя ещё три километра пути мы выходим к ещё одной ныне неиспользуемой противообвальной галерее № 15 "Ангольская-2" на 149 километре.

-29

Она тоже была однопутной и строилась в то же время.

-30

Её длина сто метров и она также была однопутной.

-31

Кладка поближе.

-32
-33

Конечно же второй портал.

-34

Снова проходим каменные подпорные стенки.

-35

Автографы из далёкого прошлого. Интересно, как сложилась судьба этого человека.

-36

А ещё через несколько сотен метров показался ещё один портал.

-37

Также неиспользуемой однопутной противообвальной галереи №14 "Ангольская-1" на 148 километре.

-38

Её длина 120 метров.

-39
-40
-41

Все эти галереи остались от первой очереди строительства, а соответственно и от первого пути.

-42

За галереями мы выходим на шикарный двойной мост-виадук.

-43

Каменный с первой очереди строительства, оконченного в 1904 г. и железобетонный со второй очереди строительства, оконченной в 1915 г.

-44

Высота первого и ныне неиспользуемого каменного моста 12 метров, а длина 74 метра.

-45

Странно, но при визуальной одинаковой длине, в интернете встречается информация, что второй железобетонный мост имеет меньшую длину в 65 метров.

Этот рамный мост считается уникальным для России по своей конструкции.

-46

Говорят, что в Западной Европе аналогичные по конструкции мосты стали строить лишь после войны.

-47

Действительно интересно и красиво выглядит эта пара из двух разных периодов строительства.

-48
-49

А заканчиваем мы эту часть рассказа о КБЖД на расположенном за мостом остановочном пункте Старая Ангасолка, где проживает человек 15-20.

Раньше кстати приставки Старая не было, пока в 1960-х гг. неподалёку не был основан новый одноимённый посёлок. Теперь летом в этих местах располагается детский лагерь, а ещё здесь есть небольшая часовня "Николая Чудотворца" и небольшой музей, построенные в конце 2000-х гг.

-50

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807

Спасибо за просмотр и до новых встреч.