Созависимое поведение не возникает на пустом месте.⠀
Это своеобразная психология, специфический образ мыслей, чувств, переживаний, жизненных стратегий.⠀
Формирование всего этого багажа происходит в семье, которая обладает определенными характеристиками.⠀
Семьи такого типа называют дисфункциональными.⠀
И вот основные признаки таких семей:⠀
1️. Запрет на выражение чувств. Например: «Опять у тебя лицо недовольное!»⠀
2️. Нарушение коммуникации: общение не прямое, а опосредованное. Например, мать не разговаривает с отцом (зла на него или обижена), говорит ребенку: «Иди к отцу и скажи ему, что обед на столе».⠀
3️. Нарушение границ: они либо жесткие (ребенок не рассказывает родителям о своих проблемах, так как знает, что родители его не поддержат, более того, могут раскритиковать, обесценить), либо диффузные, размытые, которые постоянно нарушаются (проверяются карманы, личные вещи, нет места для чувств ребенка, его мнения, пространства для его решений, выбора).⠀
4️. Неравномерное распределение ответственности.⠀
5️. У каждого члена семьи много вины и стыда за то, что происходит в семье.⠀
Дисфункциональная семья – токсичная среда, которая отчаянно сопротивляется переменам.⠀
Считается, что предрасположенность к развитию зависимого/созависимого поведения закладывается в раннем детстве, до 3 лет.⠀
Поэтому так важно довести до осознания, какие послания были получены в детстве и какой сценарий был сформирован тогда («Ты ничего не сможешь сама!», «У тебя ничего не получится!», «Если бы не ты, моя жизнь сложилась бы по-другому!»).⠀
Но также следует уделить внимание тому, какой ресурс может быть взят из детства (он есть всегда!).⠀
Например, это могут быть воспоминания о любимой бабушке, о любимом месте и т.п.⠀
Задача такой работы – не осудить или оправдать, а в том, чтобы понять, как прошлое влияет на настоящее. И тем самым изменить свое отношение к тому, что было.⠀
Оставить прошлое в прошлом, обрести настоящее и строить планы на будущее.