Найти тему
ВЗО ProДеньги

Подписка в Telegram: новая эра монетизации или полный провал?

Оглавление

Главная диджитал-новость прошлой недели — обновление мессенджера Telegram и презентация платной подписки. Создатель сервиса Павел Дуров уверен, что покрыть все траты смогут 2,5–3% пользователей, оформивших подписку. Так ли это на самом деле — разбираемся в цифрах.

В июне 2022 года число пользователей Telegram по всему миру превысило 700 млн человек, и команда мессенджера запустила платную подписку Telegram Premium. Обновление уже доступно, при этом бесплатные функции никуда не делись — работают как раньше, даже если вы обновили приложение.

Что нового

  • Можно загружать файлы до 4 ГБ
  • Скачивание файлов производится без ограничения скорости
  • Предлагается множество забавных стикеров и реакций
  • Доступна функция распознавания голосовых сообщений
  • Имеется расширенное описание в профиле
  • Можно скрывать рекламу в Telegram-каналах
  • Предусмотрено автоматическое архивирование новых диалогов
  • Можно установить видеоаватар

Многие уже обсудили, что из этого полезно, а что — оценят лишь единицы. Кстати, распознавание голосовых сообщений, которое так ждали после анонса, хромает. Если сообщение слишком длинное, сервис так и напишет: too long voice message. И сидите слушайте сами.

-2

На этот баг уже пожаловались первые подписчики Premium.

Кто подписался

Маркетологи, владельцы телеграм-каналов и бизнесмены уже оформили подписку. В основном это было сделано в качестве доната и благодарности команде Telegram. Сервис уже 10 лет радует пользователей, и многие после закрытия Instagram (запрещена в России) ведут медиастраницу бизнеса здесь.

В России платная подписка доступна только пользователям iOS. Изначально была установлена цена 449 рублей в месяц, спустя три дня появилась возможность купить подписку через @PremiumBot за 379 рублей, а еще через день стоимость упала до 299 рублей. Оформить Premium в Google Play нельзя — в России оплата подписок отключена.

О деньгах

Давайте посмотрим на это с точки зрения бизнеса.

Заявление создателя Telegram Павла Дурова, которое уже разлетелось по всем новостям, заключалось в следующем: достаточно 3% пользователей, подключивших подписку, чтобы полностью окупиться. Павел уверен, что такой ход откроет новую эпоху в истории соцсетей.

Итак, Дуров утверждает, опираясь на P&L (отчет, показывающий прибыль и убытки компании за выбранный период), что 3% пользователей с Premium хватит, чтобы покрыть расходы сервиса. Это примерно 17,5–21 млн человек. Допустим, эти люди заплатили по 5 долларов, минус 30% комиссии App Store с каждого (хотя больше 40% пользователей пойдут в обход комиссии). Получается около 70 млн долларов в месяц.

На деле, конечно, цифра неточная, потому что реальных пользователей может быть как меньше 700 млн, так и больше. Поэтому оставляем усредненное значение — 70 млн долларов. Эта цифра умножается на коэффициент оттока или churn rate. Условно получается около 500 млн долларов.

Churn rate — это представленное в процентах количество подписчиков сервиса, которые отказались от его услуг в течение какого-то промежутка времени. Для роста компании приток новых пользователей должен превышать отток.

Очевидно, что показатель оттока будет высоким: в первое время пользователи занесут деньги, поиграются со смешными стикерами, «задонатят команду», но потом части людей станет жалко платить довольно большую сумму за подписку, которая ничего полезного для них не содержит. Останутся только преданные подписчики и владельцы каналов.

Вернемся к расчетам (скорее всего, и команда Telegram производила их подобным образом): примерную прибыль в год умножим на приблизительный коэффициент оттока. Представим, что 700 млн пользователей подключили премиум, а на расходы требуется хотя бы 700 млн долларов. Тогда нужен ARPU (средняя выручка на одного пользователя) не менее 1 доллара в год.

Для сравнения: у Facebook (запрещена в России) этот показатель равен 41 доллару. Но у них и реклама везде, где только можно, и данные продаются третьим лицам. Телеграм так не делает: данные остаются закрытыми, большинство пользователей не подписаны на рекламные каналы и не заходят в них. Так что максимум, который Telegram получит с пользователя, — 510 долларов.

Политика развития сервиса выглядит реакционной и уступчивой. Как будто команда просто подстраивается под рынок, не вникая в логику и пользу новых функций. Нужны аудиочаты? Пожалуйста. Хотите платные каналы? Легко. Такая тенденция уже неоднократно отмечена программистами, дизайнерами и product-менеджерами, использующими сервис.

При этом нормальный интерфейс рекламы и адекватный подход, когда окупается даже объявление простого пользователя с бюджетом 5 долларов, не предвидятся. Понятный режим мессенджера и грамотные интеграции бизнес-аккаунтов — тоже где-то в стороне.

По сути, описанные выше моменты и другие способы монетизации попросту упущены. Они бы улучшили работу с сервисом для тех, у кого хватает бюджета, но при этом не усложнили бы использование Telegram для всех остальных.

Пример — те же боты, которые вроде выпущены, но никто так и не понял, как ими пользоваться. Команда даже не смогла этого внятно объяснить.

Вместо выводов

Неясно, стоит ли ожидать новых функций для подписчиков Premium или это будет второй неудачный запуск монетизации в Telegram. Помните рекламу в каналах? Никто не понял, пользы не получили. А ведь если бы рекламные вставки делали с толком и развивали грамотно, то это стало бы крутым источником дохода для мессенджера.

#Telegram #подписка #Premium #мессенджер