Найти в Дзене
СЕРПАНТИН ЖИЗНИ

Рассказ «За рамками общепринятой жизни»

В красивом русском городе Ярославле жила удивительная девушка Даша, которая научилась понимать вещи, недоступные многим взрослым людям.

Ее ровесницы сидели в соцсетях, гуляли с мальчиками по набережной, занимались шопингом, бегали по клубам. А Даша существовала совершенно в другой реальности. Она и красоты города-то почти не видела — все время работала.

А занималась Даша с детьми-инвалидами. Девушке это было интересно, нравилось, хотелось работать с детьми и в дальнейшей жизни.

Успенский собор в Ярославле
Успенский собор в Ярославле

Даша осуществила свое желание через местных волонтеров в Центре для особенных детей, достигших восемнадцатилетия, который был создан почти десять лет назад исключительно на энтузиазме взрослых, в основном, родителей таких детей.

Таких семей в городе и области было довольно много. И если государственная коррекционная система помощи таким детям до 18 лет еще как-то развита, то после 18 лет они, будем говорить, дети, остаются не у дел. Проблемы никуда не деваются, они остаются, порой, до конца жизни.

Большинство попечителей детских домов для особенных детей стремятся пристроить их в семьи не потому, что в детском доме таким детям плохо, наоборот, там они месте, и это положительный момент, но когда таких детей государство сочтет взрослыми по паспорту, ими попросту прекратят заниматься и отправят в Психоневрологический дом для инвалидов. Именно поэтому им нужны семьи.

Распространено мнение, что ребята с ментальной инвалидностью после 18 лет перестают развиваться, и идет деградация. Но деградация, как считают родители, идет из-за того, что после школ и училищ такие дети сидят дома и ничем не занимаются. У них нет ни общения, ни коллектива, к которому они привыкли.

Центр для особенных детей, достигших восемнадцатилетия, позволял ребятам развиваться дальше, став совершеннолетними людьми. И результаты действительно налицо. Здесь они больше взаимодействовали с обычными людьми и детьми.

Сегодня Ярославский центр существует только благодаря пожертвованиям, грантам и, конечно, добровольной помощи сотрудников.

Даша являлась одним из таких сотрудников. Она с ними занималась разными творческими делами: рисованием, шитьем, пением, сопровождала в выездах в город. Вместе с остальными неравнодушными людьми она давала подопечным возможность жить дальше самостоятельной жизнью, по возможности, конечно. Кто-то из ребят даже находил себе обычную работу.

Колокола успенского собора в Ярославле
Колокола успенского собора в Ярославле

Завсегдатые Центра с синдромом дауна, с аутизмом поражали своей уверенностью в собственном таланте, ощущением полноты жизни. Например, у председателя данной организации была дочь Екатерина, которая вполне самостоятельно передвигалась по городу и могла прожить без матери в доме несколько дней одна.

Даша часто брала девушку к себе домой — они дружили. Катя сама готовила обед, и хозяйка благодарила гостью за вкусные блюда.

Никто из работающих в Центре не формулировал это явно, но, похоже, все они вместе с детьми решили бросить вызов этому жесткому спесивому миру нормальных людей, который отторгал все то, что на него непохоже.

Работники Центра, и мужчины, и женщины, как-то понимали, что их подопечные живут по другому мировоззрению. Но все равно они пытались ограничивать детей в тех или иных действиях. Однако ребята не видели для себя преткновений, старались делать все сами, пытались жить каждый со своим недугом, не задумываясь о нем.

Люди с отклонениями тоже говорят о любви, обсуждают между собой совершенно серьезные вопросы, о которых раньше просто никто не догадывался с ними поговорить.

В Центре был создан контактный театр, а актеры в нем «особенные», но были и обычные — тапа Даши. Только вряд ли Дашу можно считать обычной. Так остро чувствовать проблемы, в которых пытаются разобраться взрослые, это уникальный талант для восемнадцатилетнего человека.

-3

Дарья настолько хорошо все это чувствовала, что ей стали доверять самых «тяжелых» детей. Такие подопечные, спустя некоторое время общения с Дашей, заметно менялись. В поле внимания девушки дети становились более отзывчивыми и доверчивыми. Поэтому со временем ее дар очень помог общему фону в Центре.

На кастинге волонтеров Дарью выбрал руководитель студии креативного развития и контактного театра Никита Гусев. В тот день все претенденты говорили, что они пришли помочь, а Даша вдруг призналась Никите, что особенные дети могут помочь ей. Подход юной претендентки понравился руководителю, и ее взяли.

И действительно, Даша многому научилась у своих подопечных: понимать, правильно ценить жизнь... Ребята радовались каждой мелочи, на которую нормальный человек не обратил бы никакого внимания, и девушка это хорошо усвоила. Теперь она точно знает, что не зря живет на этом белом свете.

Семь дней в неделю девушка Даша дарила радость и радовалась вместе с особенными людьми, которые по паспорту считались взрослыми, а по устройству своей души — навсегда сохранили непосредственность и открытость детей.

Но остается вопрос:

Почему Даша так остро нуждалась в любви и чистосердечной помощи? Чего девушке не хватало в жизни среди людей, которые самонадеянно считают себя нормальными?

КОНЕЦ / КАРТА КАНАЛА