Эти два фильма, совершенно независимые друг от друга, между тем идут «рука об руку», слишком много в них точек соприкосновения, причем без всякого заимствования. Вот только степень признания их у отечественного зрителя – резко различается.
В первую очередь, так совпало, что в главных ролях двух разных фильмов на одну тематику, главные положительные роли играют антиподы сериала «Игра престолов» - Лена Хиди (Серсея) и Шон Бин (Эддард Старк), сейчас это смотрится по меньшей мере любопытно. В этих двух своих отдельно взятых персональных фильмах, Хиди и Бин, как ни крути – самые хорошие из всех действующих лиц.
«Черная смерть» 2010 с Шоном Бином – частый гость разных телеканалов, и завсегдатай всех подборок фильмов о Средневековье. А вот более ранняя картина, 2002 года, «Аназапта» - не то что на ТВ не появляется (ну или уж очень редко), ее и в четырех из пяти тематических подборок не обнаружить. В основном дело здесь в том, что Лена Хиди, исполняющая роль главной героини – хозяйки английского поместья в «Аназапте», у нас далеко не так популярна, как Шон Бин – например, я, помню его еще даже не как Боромира, а как стрелка Шарпа.
Да и за рубежом – хотя Лена Хиди, работала в кино долго и серьезно, настоящая широкая популярность к ней пришла все же вместе с «Игрой престолов». Конечно, в «Братьях Гримм» 2005 и «300 спартанце» 2007-го она заметна, но с эпичной гибелью Боромира и сравнивать не стоит.
Вот по коммерческой составляющей сравнить сложно – «Аназапта» малобюджетный британский фильм (неизвестны бюджет и доходы, а также шел ли он в прокате или сразу на DVD), а немецко-британский «Черная смерть» с бюджетом в 10.8 миллиона долларов с треском ухнула в прокате, собрав в мире всего-то четверть миллиона. Но ключевое слово в последнем случае – «немецкий фильм», так что коллеги Уве Болла, как и он сам финансово не пострадали, по-видимому.
А между тем – сами фильмы сравнивать можно и даже нужно. В обоих случаях действие начинается в 1348 году, в Англии, в первый период Столетней войны, герои здесь, отчасти ветераны этой войны. И общий фон – чума, она здесь еще один главный отрицательный герой. Вот только в «Черной смерти» чума уже лютует, а в «Аназапте» мы видим пролог катастрофы. Остается немножко удивиться, как это наши отечественные надмозги ничегошеньки не придумали с таким зубодробительным названием. Вот во Франции фильм выпускался с подзаголовком "Месть без границ», а в США, не мудрствуя лукаво и вовсе – «Черная чума».
Если уж у нас так любят присваивать свои заголовки, я бы лично назвал «Аназапту» - «Черная смерть: мрачные небеса» - и звучно, и полное соответствие сюжету. А так, термин «аназапта» крайне запутанный и спорный, может означать, как считается в пояснениях к фильму - «месть вне времени» (в сюжетном контексте тогда получается «кара»), из старого заклинания.
Если сравнивать сейчас то, при том, что время от времени я пересматриваю оба фильма – «Аназапта» мне нравится больше. Она мрачнее и как-то даже величественней. В «Черной смерти» хоть иногда светит солнце, а в бедной усадьбе леди Матильды вечно идет дождь, грязь хлюпает у всех под ногами и скрипит на зубах ветеранов ее отсутствующего мужа. Разве что сюжет «Черной смерти» хоть и не избежал ляпов, но куда проще и главное понятнее, чем в фильме Лены Хиди. В «Аназапте» все так кучеряво запутано, что порой смысл теряется, а подчас подозреваешь, что его и вовсе там нет.
На мой взгляд, это даже жанр «странного хоррора» - довольно популярный в последние годы. Вкратце – это когда зрителю, недоумевающему после просмотра – «что это было вообще?», предлагается самому над этим подумать. И опять же на мой взгляд – на самом деле это банальное неумение и не желание сценариста и режиссера создать внятный сюжет.
Герой Шона Бина во главе своего отряда идет в странную деревню, где по слухам нет мора, а героиня Лены Хиди сидит в своей усадьбе в ожидании мужа (не очень любимого, но и не чужого) вместо возвращения которого, получает бедового мужниного племянничка (вот лучше бы он пропал) и странного француза-пленника Жака.
Огрехи сюжета и мира есть и там, и там. По мелочи, непонятно, зачем в «Аназапте» леди Матильде придумали пояс верности – во-первых, легендарный анахронизм, а во-вторых, как выяснилось, толку от него – ноль.
А в «Черной смерти» - ну вот не ходят такие леди по болотным деревням. Особенно во времена Столетней войны. У нее же на лбу пара-тройка отцовских или мужниных замков нарисована. Элемент фэнтези в обеих картинах все же слишком тонок (в «Черной смерти», я бы сказал, его и вовсе нет), чтобы можно было вовсе не обращать внимание на такого рода мелочи. Другое дело – уже почти фэнтези «Время ведьм» и «совсем» фэнтези «Соломон Кейн», вот там уже бессмысленно придираться к «чистой» фантастике.