В семь лет я научилась плавать. После того, как я чуть не утонула на Сельповском озере, подружки заставили меня ходить тренироваться каждый день на «пески».
Были у нас на краю села песчаные котлованы, где для стройки люди добывали песок. Благодаря им, мы купальный сезон могли открыть уже в конце апреля. Как только солнце начинало хоть немного припекать, мы бежали на «пески». Каждую весну в них скапливалась талая вода. Водичка была чистая, прозрачная, быстро прогревалась. На «песках» обычно плюхалась малышня лет по пять, и мне было как-то позорно уже ходить на «пески», как малявке.
Но учиться плавать надо было, а то на Тобол мама не пустит. Когда малышня с «песков» уходила, девчонки учили меня плавать. Они поддерживали меня под живот, и мне казалось, что я плыву, но как только они убирали руки, я сразу топориком уходила под воду.
Тогда я придумала свой способ: на мелководье я перебирала руками по дну, ноги держались на плаву. В какой-то момент я поднимала руки со дна и плюхала ими по-собачьи. Как только чувствовала, что тону, снова упиралась о дно. Так за несколько дней я поняла принцип, как надо плыть.
Теперь я могла вместе со всеми ходить на «взрослую» купалку.
Родители нам не разрешали ходить одним купаться. Но как нас удержишь? Волновались, конечно, но знали, что мы на купалке не одни, с нами всегда наши друзья и ребята постарше, которые следили за порядком на пляже.
И вот, наступил долгожданный день, когда мы с девчонками собрались первый раз сходить на Тобол – это большая сибирская река, и вода в ней долго была ледяная, но нас это не останавливало. Десятого июня Наташка сказала, что вода уже не такая ледяная, и что все уже давно купаются, а мы, как малявки, еще на песках плюхаемся. Я с этой новостью побежала к маме.
- Хорошо, отпускаю вас на речку, но прежде прополите с сестрой по две грядки в огороде. А то, знаю я вас – уйдёте на весь день и ничего не сделаете.
Деваться некуда. Лучше сделать работу, и со спокойной совестью идти на купалку. А то, если не сделаем, мама ругать не будет, но так на нас посмотрит вечером, что лучше бы ругала.
Расправились с работой к обеду. Жалко было потраченного времени, но маму еще жальче – на ней и так много работы.
Когда мы пришли к реке, то здесь уже собралась компания раздетых синегубых ребятишек.
Мы быстренько разделись и с разбегу побежали в речку. Кайф! После жаркого дня на огороде в холодной водичке самое то поплескаться.
Мы играли с девчонками в «басы», ныряли на время – кто дольше под водой окажется, а потом еще ныряли с «тарзанки».
Вдоль берегов Тобола росли огромные ивы, и нашим любимым развлечением была «тарзанка». На самый высокий и толстый сук ивы привязывали крепкую веревку с перекладиной на конце. Каждый прыгал с «тарзанки», как умел.
Я любила просто раскачиваться на ней и уже в конце, когда переставала качаться, прыгала солдатиком в воду. Были настоящие акробаты, которые совершали в воздухе невероятные кульбиты и прыгали в воду щучкой.
Взрослые ребята сделали на купалке еще одно экстремальное развлечение: трамплин для прыжков в воду. На толстой ветке приколотили три доски – трамплина. Было три уровня высоты: три метра – для новичков, пять – для подготовленных и восемь – для сумасшедших.
Мало кто забирался на самый высокий уровень. Ступенек никаких не было, нужно было взбираться по скользкому стволу старой ивы. В любой момент смельчак мог сорваться и шмякнуться с высоты в воду. Со стороны казалось – ерунда, но как же сильно можно было отбить себе все внутренности.
Сколько раз взрослые грозились отпилить верхушку этой ивы, чтобы никто не убился, но так сами и не смогли забраться на такую высоту.
Наплескавшись вволю и замерзнув до косточек, мы с девчонками вышли погреться к костру. На берегу всегда горел пляжный костер, чтобы можно было согреться после купания. Было такое негласное правило: пришел купаться – должен принести с собой пару полешек из дома. Тогда тебе были рады на купалке, тогда ты мог быть полноправным купальщиком в этот день.
А если дрова не принес – было наказание. Тебя пускали в воду – плавай, сколько хочешь, а вот обратно уже не вылезешь. Проштрафившегося начинали забрасывать комьями синей речной глины. Снова приходилось заходить в воду, чтобы отмыться, и так по кругу.
Посиневший штрафник мог уйти домой только грязный, или, оставив одежду на купалке, отплывал на другой пляж, где мог спокойно выйти на берег. Вся эта экзекуция проходила без злобы и агрессии. Обычное рутинное предупреждение для новичков и лентяев. Назавтра этот же горе-купальщик мог быть принят спокойно и без подколов со стороны завсегдатаев.
Нужно отметить, что такое наказание применялось только в отношении мальчишек. Но мы все равно из дома принесли с собой дрова.
Мы заметили, что один мальчишка уже давно сидит в воде, посинел весь, дрожит, но на берег не выходит. Ясно дело, что его встречает здесь обстрел из глины. Мальчишку мы этого не знали, нам его стало жалко. Оксанка наехала на брата, итак ясно, что он зачинщик.
- Отпустите этого из воды – мы за него дрова принесли!
- Э, нет. Он не просто дров не принес, он еще и из Шанхая.
Мы жили в той части Суерки, которая называлась Притыкино. Это район новостроек, который приткнулся к старой части села. А старый район назывался Шанхай. Даже и не знаю, откуда пошло это название, но вражда притыкинских и шанхайских компаний была известна каждому. По вечерам притыкинским лучше не попадаться шанхайским на глаза.
Так вот, шанхайским парням на нашу купалку тоже вход был воспрещен. А этот новенький, как оказалось, нарушил правило.
Оксанка, добрая душа-тяжелый кулак, пошла в наступление на брата.
- Ты дурак или как? Я тебе сказала, отпусти пацана. А то я тебе дома покажу…
Не знаю, что обычно Оксанка «показывала» брату в гневе, но он стушевался. Пошел к своей компании, они посовещались и Сашка сказал шанхайскому парнишке.
- Вали отсюда, пока цел. Больше к нам не заходи.
Но так просто парня не отпустили. В грязи не вымазали, но одежду в воду бросили. Ну и ладно – на жарком солнце вмиг высохнет.
Больше всего я любила приходить на пляж рано утром, когда еще никого на нем не было. Я разводила костер от тлеющих с ночи угольков и бродила по ракушечной косе. Мне нравилось собирать красивые маленькие ракушки и наблюдать за танцами мальков. В те моменты я представляла себя речной принцессой, русалкой, которая изучает новый мир. В полной тишине можно было услышать плеск большой рыбы и щебетание ласточек. Ветерок доносил аромат цветущей степной спиреи и терпкий запах тины. Волшебное наваждение исчезало с появлением первых купальщиков. Начинался новый летний беззаботный день!
С вами была Ольга Блохина. Приглашаю вас в свою группу ВКонтакте, которая так и называется "Я деревенская". Там я дублирую все публикации и пишу еще новые статьи.