Найти тему

Анализ работы твоего отдела продаж

В данной статье я расскажу, как работать с эффективностью отделов продаж.

Эта методика оценки - разработка, которая позволяет оперативно наблюдать за работой отдела продаж, видеть сильные и слабые стороны, а также опираясь на данные анализа принимать решения по усилению отдела продаж или увольнению неэффективных сотрудников.

Сбор данных
Сбор данных

Любая аналитика начинается со сбора данных!

Что необходимо для сбора данных? Какие источники?

  • Информация из вашей CRM системы (если она есть);
  • Информация из вашей системы управления (1С например);
  • Информация из ваших Excel таблиц (которыми многие продолжают пользоваться).

Какая информация нам необходима для метода рейтинговой оценки?

Информация собирается по каждому менеджеру отдельно
  1. Количество выставленных счетов за месяц, в единицах (1С, CRM);
  2. Сумма выставленных счетов за месяц, в рублях или валюте (1С, CRM);
  3. Количество оплаченных счетов за месяц, в единицах (1С, CRM);
  4. Выручка за месяц, в рублях или валюте (1С, CRM);
  5. Кол-во исходящего потока (в моем случае это звонки) (CRM, данные телефонии);
  6. Общее кол-во звонков (сумма исходящих и входящих звонков) (CRM, данные телефонии).
Сбор этих данных можно осуществить вручную в таблицу Excel или же, совместно с программистами, настроить автоматическую передачу данных в системы аналитики и визуализации (Power BI, Tableau, Proceset)
Пример визуализации данных в системах аналитики и визуализации
Пример визуализации данных в системах аналитики и визуализации
Пример табличного отображения данных по менеджеру за месяц
Пример табличного отображения данных по менеджеру за месяц

Итак у вас есть сведенные данные по каждому менеджеру из отдела продаж, что мы делаем дальше?

1. Мы можем визуально в виде статистик и графиков видеть динамику работы менеджеров, например:

- Соотношение количества выставленных и оплаченных счетов:

Голубая линия - выставленные счета, красная линия оплаченные
Голубая линия - выставленные счета, красная линия оплаченные

Соотношение сумм выставленных и оплаченных счетов:

Голубая линия - выставленные счета, красная линия оплаченные
Голубая линия - выставленные счета, красная линия оплаченные

2. Мы можем рассчитать конверсию эффективности работы менеджера, после чего, опираясь на плановые показатели отдела разработать систему KPI показателей.

KPI (Key Performance Indicators) - ключевые показатели эффективности, два или более показателей, которые помогают оценить работу сотрудника и приблизить его к выполнению поставленных целей

Дано:

План продаж менеджера на летний сезон - 4 000,00 тыс. (4 млн.) руб. в месяц.

Смотрим на динамику работы менеджера в июне:

Показатели менеджера в июне
Показатели менеджера в июне

Мы видим, что в июне поставленный план не был достигнут, но у нас есть показатели работы менеджера в месяц.

Средний оплаченный чек у менеджера - 241 тыс. руб.

Чтобы план продаж был выполнен таких счетов должно быть оплачено 17 (4000 / 241 = 16,5 - округляем до 17).

Конверсия выставленных и оплаченных счетов - 29%.

Опираясь на этот показатель рассчитываем KPI показатель по выставленным счетам (17 * 100 / 29 = 58,6 - округляем до 59).

Зная показатель среднего оплаченного счета и % конверсии от выставленного счета к оплаченному, мы получили плановый показатель в 59 счетов, которые должен выставить менеджер клиентам, в месяц, и с большой долей вероятности 17 из них будут оплачены.

Рассчитаем также конверсию количества исходящих звонков и выставленных счетов.

41 / 575 * 100 = 7% (где 41 - кол-во выставленных счетов, 575 - кол-во совершенных исходящих звонков менеджером, 100 - число, приводящее дробное значение к показателю %).

Исходя из вышеизложенной математики, мы посчитаем сколько звонков должен совершать менеджер, чтобы достигнуть показателя KPI по выставленным счетам:

59 * 100 / 7 = 842 - общее количество звонков, которое должен совершить менеджер для достижения плана по продажам.

В месяце - 21 рабочий день

842 / 21 = 40 - количество звонков в день.

Итог - разработанная система KPI показателей для менеджера:

  • Количество исходящих звонков в день - 40 (840 в месяц)
  • Количество выставленных счетов в месяц - 59 (3 в день)
  • Планируемая выручка менеджера - 4 млн. руб.

На этом статья заканчивается, но не раскрыта еще методика оценки работы отдела, которая поможет вам разрабатывать конкретные шаги по корректировке работы ваших менеджеров.

Об этом я расскажу во второй части статьи в самое ближайшее время.

Подписывайтесь на канал! Будет интересно!