Найти тему
1,2K подписчиков

Как взлетел на воздух грузовой поезд в Арзамасе в 1988 году? (По следам годовщины катастрофы)

552 прочитали

Этот страшный случай в 04.06.1988 году на железной дороге лично меня не коснулся, но затронул моего кузена и бабушку, которые в то время жили в городе Арзамас.

Утром 4 июня 1988 года в половине десятого на железнодорожном переезде рядом со станцией Арзамас-1 ничто не предвещало беды. Ветка железной дороги, переезд со шлагбаумом, скопившиеся автомобили по обе стороны полотна. По колее движется из г.Дзержинска на юг грузовой состав № 3115, предупреждая гудком людей на переезде. В 9:32 внезапно происходит взрыв, потом – более мощные второй и третий!

Гриб от взрыва сначала был принят за ядерный (фото из сети)
Гриб от взрыва сначала был принят за ядерный (фото из сети)

Мощная взрывная волна разбрасывает автомобили на переезде на сотни метров. Над эпицентром возник грибок, как от ядерного взрыва. Локомотив и несколько вагонов вылетают кувырком на двести метров. Моя бабушка и двоюродный брат, которые жили около к/т "Заря" слышат оглушительный грохот взрыва и видят его грибок. Все естественно с открытыми ртами и жутко напуганы. Разрушены 250 метров железнодорожного полотна, сильно повреждено здание ж.-д. вокзала «Арзамас-1», разрушены электроподстанция, линии передач, повреждён газопровод. Пострадали две больницы, 49 детских садов, 14 школ, 69 магазинов.

На переезде образовались рядом две воронки-близнеца глубиной 3,5 и 4,5 метра, диаметром соответственно 26 и 76 метров. Взрывом и пожаром были уничтожены 151 дом, 823 семьи остались без крова. По официальным данным, погиб 91 человек (среди которых 17 детей), с ранениями обратились за помощью более 800 горожан.

Схема происшествия, сделанная на базе карты "Яндекса"
Схема происшествия, сделанная на базе карты "Яндекса"

Вот что рассказывает жительница Арзамаса Антонина А. (в тот момент работница завода и одноклассница моей мамы):

Я работала на заводе в 3 км от места взрыва. Был слышен оглушительный грохот! К нам на территорию залетел кусок рельса полметровой длины. Пострадавшие кварталы были оцеплены милицией. Мамина подруга работала в то время сигнальщицей на том переезде. Известно, что к ней перед взрывом зашла ее подружка с ребенком. Их домик-будка располагался в 40 метрах от места взрыва. Тела всех троих так и не нашли! В городе считают, что погибших было более ста человек.

Как выяснило следствие, в том поезде № 3115 находились три вагона взрывчатки, произведенные на химзаводе им.Свердлова. 118 тонн взрывчатых веществ (в сумме) следовали в Казахстан и были предназначены для горных и промышленных предприятий региона. Среди груза взрывчатки было:
- 30 тонн тротиловых шашек,
- 25 тонн аммонала,
- 30 тонн гексогена,
- 27 тонн октогена
- 5 тонн аммонита,

и заряды для нефтедобычи.

Среди версий причины взрыва рассматривали нарушение правил погрузки и перевозки взрывчатых веществ, утечку газа и искру на газопроводе. В качестве одной из версий допускали даже теракт и диверсию со стороны спецслужб других (недружественных, как сейчас говорят) капстран с целью дестабилизации обстановки в СССР. Среди слухов в городе курсировала версия о неудачном подрыве нефтебазы, до которой состав не дошел буквально пару километров. Ходили и разные мистические слухи, что подрывом этого поезда диверсанта с Запада собирались уничтожить другой поезд из Арзамаса-16 с ядерной начинкой.

Официальную причину взрыва так и не назвали. Следователями совместно с железнодорожниками был проведено моделирование взрыва, в результате которого было установлено, что подрыв от механического воздействия при погрузке даже с нарушением техники безопасности маловероятен. Однако уже после сдачи дела в архив следователи еще раз проследили путь опасного груза от места производства к месту назначения. Взрывчатые вещества разного типа в основном были нечувствительными к механическим воздействиям. Но среди перевозимой взрывчатки было вещество октоген, которое является довольно чувствительным к механическим ударам! И когда взрывчаткой на химзаводе наполняли мешки, которые потом перемещали к местам погрузки-выгрузки, то часто обнаруживали там много пыли из поврежденной тары. Она покрывала тонким слоем пол, все впадины и щели. Двери товарных вагонов были сдвижными и ездили по салазкам-направляющим. Во время движения двери фиксировались запором и пломбой, но это не мешало им дергаться взад-вперед во время движения и вибраций подвижного состава в пути.

Предполагаемая причина взрыва (коллаж автора)
Предполагаемая причина взрыва (коллаж автора)

Если допустим, в салазки дверей попадет просыпанный октоген, который соединяется с местом складирования основного груза. Двери при наклонах и неровностях находятся в постоянной тряске взад-вперед, то можно допустить удар и детонацию небольшой кучки ВВ, которая по цепочке передаст огненный импульс большей партии октогена, которая подорвет основной груз. Интересно мнение специалистов, вероятна ли выше описанная причина взрыва?

Монумент погибшим в Арзамасе
Монумент погибшим в Арзамасе

Потом уже на месте трагедии был установлен памятник с именами погибших и часовенкой. А виновных так и не нашли. Вот какой ценой приходится платить за халатность, попустительство и небрежность в работе с опасными грузами.

Но самое странное, что через год, 4 июня 1989 года случилась аналогичная катастрофа ("Ашинская трагедия"), произошедшая под Уфой на 1710-м километре Транссиба, унесла почти 575 жизней. Мистика да и только!

Статья и коллажи автора (фото из открытых источников)

Что вы думаете о причинах произошедшего? Буду рад вашим комментариям и лайкам. Другую мою статью о катастрофе с т/х "Александр Суворов" вы можете прочесть тут.