Найти тему
Петербургский Дюма

О НАДОЕВШЕМ

Больше ста лет люди талдычат одно и то же.

"Почему всё так несправедливо? Почему Малевич нарисовал "Чёрный квадрат" — и все говорят, что это гениальное произведение искусства, а я нарисовал точно такой же чёрный квадрат — и все говорят, что я испортил холст?"

Больше ста лет, из которых пятьдесят я это сознательно слушаю.

Сперва мне было всё равно. Потом я соглашался со взрослыми: ничего гениального, любой в три годика может намазать лист чёрной краской ничуть не хуже...

...но постепенно пришли кое-какие знания, а с ними стали возникать смыслы. И захотелось тоже поумничать.

Всё несправедливо? Конечно.

Справедливости нет и быть не может, об этом ещё в Ветхом Завете сказано, в книге "Бытие". Возможен талион "око за око, зуб за зуб", когда существуют строгие эквиваленты: ваш глаз против чужого, ваш клык против чужого и так далее. Но если вы перевели старушку через дорогу — это не значит, что теперь по справедливости вы должны выиграть в лотерею или на "отлично" сдать экзамен. Старушка эквивалентна только сама себе. А у вас есть право выбора: что делать и чего не делать, — и право надеяться, что выбор сделан правильно.

Теперь о "Чёрном квадрате".

Он не чёрный: Малевич использовал множество красок, среди которых чёрной не было вообще.

Он и не квадрат, поскольку нет у него параллельных сторон равной длины.

По форме полотно Малевича — живопись, по содержанию — философский манифест супрематизма: демонстрация превосходства цвета над формой и остальными свойствами живописи; создание беспредметного этюда в акте чистого творчества, не скованного никакими рамками.

Малевич попытался изобразить идею о разнице восприятия мира. Примитивно мыслящие считают объект чёрно-белым и плоским, а люди с фантазией и гибким разумом видят разноцветную объёмную структуру в сложной перспективе...

Наконец, "Чёрный квадрат", как модно сейчас говорить, вырван из контекста. Это лишь одна картина из многих, которые Казимир Малевич написал для футуристической выставки "0.10", открытой в Петербурге 19 декабря 1915 года. Были у него и "Красный квадрат", и "Белый квадрат", и "Чёрный круг", и "Чёрный крест"...

Желающие могут упражняться в супрематизме на всех формах, а не только на "Чёрном квадрате".

Доброго здоровья и творческих успехов.

...а вот и те самые картины Малевича на той самой выставке, с "Чёрным квадратом" на месте иконы в "красном" углу.

-2