Найти тему

Когда сотрудник бесит: как начать говорить с подчиненными на одном языке.

Основная часть работы руководителя - принимать решения (и, конечно, нести за них ответственность). Обычно еще и при неясных входящих условиях. Это довольно выматывающе, сильно расходует ресурс префронтальной коры и плохо поддается оптимизации (хотя, конечно, скилл принятия решений тренируется).

При этом специалисты, которые решения реализуют, мыслят другими категориями. Поэтому руководителю может казаться, что они глуповаты, не понимают, что на самом деле важно и вообще не слишком-то эффективны.

То чувство, когда люди вокруг будто бы несут какую-то дичь...
То чувство, когда люди вокруг будто бы несут какую-то дичь...

Для решения этой проблемы надо сблизить карты мира управленца и исполнителя.

Как это сделать? Если вы менеджер:

⁃ Создайте комфортные условия для принятия мелких решений специалистом. Делегируйте принятие решений и не ругайте за ошибочные решения. Страх ошибки силен со школы - не будьте той самой строгой учительницей, убивающей желание учиться. Ошибки всегда можно исправить решениями следующего уровня, если вовремя отловить (цифровой трекинг вам в помощь).

Толкайте специалиста в принятие небольших решений, которые ему по зубам. Спрашивайте, а как он предлагает поступить и почему, а как еще можно, какие варианты есть, какие риски он видит и какие плюсы, что будет через какое-то время и т.п. В конце концов, менеджер всегда несет коллективную ответственность - так почему бы не поделить принятие решения. Да, иногда проще и быстрее принять решение самому. Но диалог - инвестиция в будущее.

Раскрывайте принятые ваши решения, касающиеся непосредственно специалиста. На что опирались, какая была мотивация, какие видите риски. С одной стороны, это даст хорошую мотивацию специалисту к реализации (потому что все понятно и открыто), с другой стороны, наладит вашу коммуникацию и будет растить профессионально специалиста (а, значит, в перспективе снимет с вас часть головной боли по принятию решений).

Ах да, и важно помнить про границы. Говорить, что не стоит сюда погружаться, потому что «это слишком крупно, это моя часть работы, но я могу поделиться своим взглядом на вещи» - это нормально. Просить «взять это решение на себя потому что …» это тоже нормально. Вообще, здоровая коммуникация - залог успешного сотрудничества.