Знаете, я с каждым днём всё больше и больше убеждаюсь, что сейчас время высоких скоростей. Мы постоянно куда-то бежим, что-то делаем. Наш день расписан буквально по минуте, и мы везде всё успеваем. И того же требуем от детей.
Слушая распорядок дня ребёнка, просто хочется кричать «Дайте детям детство». Сначала детский сад или школа, после несколько кружков и репетиторы, а потом домой — делать домашнее задание. И так 5 дней в неделю.
Если раньше такую нагрузку можно было встретить только у старшеклассников, у которых на носу экзамены и поступление, то сейчас такая нагрузка у всех детей. Сюда же добавьте постоянное сравнение своих с чужими. И хронический стресс плюс депрессия в 18 лет обеспечено.
Знаете, с какого возраста такое начинается? Нет, не с 11, не с 7 и даже не с 3. С рождения! Да-да-да, я не шучу.
Однажды, на курсе 5-ом, я в Инстаграм увидела строисы одного известного блогера… Давайте обойдёмся без имён, просто один из… У девушки был ребёнок и она рассказывала, что приучать к горшку нужно аж с 6 месяцев. К слову сказать, она не имела никого отношения к медицине. И её муж тоже не имел. Но она вещала на большую аудиторию, что самое время. Так как вся её родня именно так и делала. Весомый аргумент.
Но история про то, что я зашла в комментарии и ужаснулась. Люди сразу же примерили эту информацию на себя и началось «Ой, а мы позже, а вдруг с нами что-то не так?!». К сожалению, истории про когда пошёл, когда сел на горшок и так далее – автоматически приравниваются к задержке развития.
Знаете, я одного понять не могу, зачем бежать впереди паровоза? Ребёнок только научился сидеть ( иногда и это еще не усвоил), а его сразу на горшок. Сейчас скажу немного грубо, но это так и есть.
Если родитель всеми силами пытается опередить время и природу, в надежде, что ребёнок станет вундеркиндом, то у меня грустные новости. Ребёнок вундеркиндом не станет, но в умственных способностях родителей усомнится.
Да, я понимаю, всем приятно говорить, что именно его ребёнок пошёл раньше времени, заговорил раньше времени и так далее. Но разве это самое важное?
Ладно, это всё лирика. Давайте поговорим о нормах. Когда ребёнок ДОЛЖЕН сесть, ползти и прочее…
Первая улыбка происходит в возрасте 3-8 недель. В среднем это происходит на 5 неделе.
Гуление происходит в возрасте 4-11 недель. В среднем это происходит на 7 неделе.
Учится держать головку в возрасте 1,5-2 месяцев. В среднем это происходит на 2 месяце жизни.
Направлено двигает ручками в возрасте 2,5-5,5 месяцев. В среднем это происходит на 4 месяце жизни.
Переворачивается в возрасте 3,5-6,5 месяцев. В среднем это происходит на 5 месяце жизни.
Садится в возрасте 5,5-8 месяцев. В среднем это происходит на 6 месяце жизни.
Учится ползать в возрасте 5-9 месяцев. В среднем это происходит на 7 месяце жизни.
Произвольное хватание в возрасте 5,5-10,5 месяцев. В среднем это происходит на 8 месяце жизни.
Встает в возрасте 6-11 месяцев. В среднем это происходит на 9 месяце жизни.
Делает первые шаги с поддержкой в возрасте 6,5-12,5 месяцев. В среднем это происходит на 9,5 месяце жизни.
Стоит самостоятельно в возрасте 8-13 месяцев. В среднем это происходит на 10,5 месяце жизни.
Ходит самостоятельно в возрасте 9-14 месяцев. В среднем это происходит на 11,5 месяце жизни.
Самое интересное оставила на «десерт». Знаете, мне кажется, что в жизни каждого родителя есть обязательных два периода:
- Да когда же ты заговоришь?
- Да когда же ты хотя бы немного помолчишь?
Поэтому сейчас мы поговорим о том, в каком же возрасте ребёнок должен начать говорить…
Всё начинается ещё до 1 года. Мы уже выяснили, что ребёнок начинает гулить в первые 3 месяца жизни.
Далее в 6-12 месяцев появляется лепет. Что же такое лепет? Это повторение одинаковых слогов. Например, ма-ма-ма, па-па-па и так далее.
К концу первого года жизни ребёнок уже должен знать свои первые коротки слова. В среднем, это от 3 до 20 слов. В основном это очень простые слова: на, дай, пока, мама и так далее.
Теперь процесс общения пойдёт намного быстрее. С года у ребёнка появляются первые прилагательные. Но в немного видоизменённой форме. Некоторые слова ребёнку достаточно трудно произносить и он их адаптирует под себя. Самый яркий пример «пахой». Угадали, что за слово?
К полутора годам ребёнок должен знать до 40 слов. А потом буквально за полгода словарный запас ребёнка вырастает с геометрической прогрессией, и он уже говорит не 40 слов, а 400.
В это же время формируется фразовая речь («папа спит», «мама ди»). Причём девочки обучаются немного быстрее. У них фразовая речь формируется, примерно, к 1,5 годам, у мальчиков — к 2.
До 3 лет ребёнок учится формировать простые предложения (до 3 слов в предложении) и использовать предлоги с местоимениями. После трёх в речи ребёнка появляются союзы и ребёнок может полноценно общаться с родителями и сверстниками.
И самый волнующий вопрос, когда же сажать на горшок? В норме ребёнок должен начать самостоятельно ходить на горшок к 3,5 годам. Начинать высаживания можно с 1,6.
К чему я это всё рассказываю? Я очень прошу вас не требовать от детей слишком многого. Дать им возможность расти и развиваться в своём ритме. Дать возможность гулять и отдыхать, общаться со сверстниками.
А наша с вами задача, как взрослых, проследить, чтобы ребёнок всё же уложился в возрастные нормы. И в случае необходимости, обратиться за помощью.
Помните, дети очень быстро растут. Наслаждайтесь каждым этапом жизни вместе с ребёнком. А «Войну и мир» оставьте для школьной программы.
#развитиеребёнка
#развитиедетей
#счастливоедетство
#советыпедиатра