«Избыточное образование» – явление, которые можно наблюдать в последние годы. Бесчисленное количество свидетельств, сертификатов, аттестатов, приобретение новых и улучшение имеющихся знаний, навыков, умений – вот цель 21 века.
«Человек учится всю жизнь» – девиз по жизни как для молодых, так и взрослых поколений.
А что получается по итогу?
Снижение ценности высшего образования, глубокого образования за счет перенасыщения рынка труда выпускниками / специалистами, которые вынуждены занимать должности, не требующие высокого уровня подготовки.
Феномен #избыточного_образования напрямую влияет на социально-трудовые отношения, ведет к девальвации ценности дипломов, снижению числа высококвалифицированных специалистов.
Почему такое происходит?
Система образования развивается ПАРАЛЛЕЛЬНО государственному развитию страны, что приводит к «перепроизводству» выпускников с «максимальным» уровнем образования, а это, в свою очередь, влияет на благосостояние самих выпускников.
Накопить на образование / окупить образование становится сложнее.
Работодатели предлагают должности, которые на самом деле не требуют высшего образования. И тут два варианта.
1. Действительно, требуются работники без ВО, точнее оно не является определяющим, достаточно средне-профессионального образования или курсов, или НИЧЕГО, т.к. всему обучат на месте за несколько занятий.
2. Требования к резюме завышены. Топ-вузы страны, высшее образование, а лучше два, знания в ___ и ___, а на деле – всю работу может выполнить человек уровня бакалавр.
Появляется обратная корреляция уровня образования и легкостью трудоустройства! Возникает бОльший разрыв в трудоустройстве на работу, связанную и не связанную с полученной специальностью. Возрастает число нестабильно занятых.
Уровень избыточного образования выше среди молодежи. При этом если уровень образования растет в сравнении с требованием к образованию на рынке труда, то высокообразованные кадры вытесняют менее образованных, и фактор избыточного образования растет. По прогнозам к концу текущего десятилетия более 40 % новых рабочих мест будет находиться в сегменте «средних навыков»: т.е. требовать больше компетенций, чем есть у #выпускника_средней_школы, но меньше, чем владеют выпускники университетов.
Парадокс – чем меньше востребованы специалисты той или иной области на рынке труда, тем больше конкурс в вузах на эти специальности. Фраза, которая показалась мне странной изначально.
Затем прочитала, что существующая проблема описана ещё в 1970-е годы советским социологом В. Н. Шубкиным, отметившим, что, чем меньше востребованы специалисты той или иной области на рынке труда, тем больше конкурс в вузах на эти специальности. После этого открыла для себя труды этого великого человека, начинавшего как инженер и затем экономист. Интересно его исследование на 424 страницы от 2010 года.
При спокойном анализе логическая цепочка выстраивается сама. В некий период времени появляется потребность в неких специалистах – людях с редкими знаниями и навыками на тот момент, их ценят, труд их высокооплачиваемый. Спрос рождает предложение.
Создаются места для обучения, государство выделяет квоты, сначала народ идет туда робко, ибо новое, потом это уже «престижные» специальности, маховик запущен…
Экономика насытилась специалистами, квоты сокращены, но маховик-то раскручивается…
Как узнать, какие специалисты нужны государству? Посмотрите выделяемые квоты на учебный год – может случиться «инсайт».
Мы с коллегами из Европы обсуждали ценность заграничных корочек, образования в целом. Они мне озвучили два нижеприведенных предложения, только слово «россиянин» опустили. Только бдительная wiki намекнула на подвох.
Результаты исследования The Boston Consulting Group и World Skills показали, что более трети специалистов в мире (36 %) занимают позиции, не соответствующие их квалификации. И, что каждый четвёртый россиянин находится «не на своём месте» и выполняет работу, для которой его квалификация недостаточна (или избыточна).
У «них в Европах» тоже не всё ок. В Европе избыточное образование возросло к 2008 году, продемонстрировав опережение роста образования в сравнении с развитием технологий. Все больше внимания обращено к новой проблеме: к нерастраченным навыкам (overskilling). Думаю, у нас часто это связано с понятием «самореализация».
В Китае появился новый класс йицу (Ant tribe) – «муравьи»: молодые выпускники с низким доходом, которые живут в коммунах. Им от 22 до 29 лет, у них законченное высшее образование, месячный доход около 2 000 юаней и нет связей, помогающих в трудоустройстве. Они умны, трудолюбивы, но никому не известны и мало оплачиваемые.
Что делать современным выпускникам?
Нельзя сказать: «Не учись дальше, ты уже на вершине!» Это совет скорее из серии «как проиграть гонку».
Качественные #специалисты будут востребованы всегда!
В действительности, хороших специалистов не так-то и много, ответственных, вникающих в детали, обязательных.
Начинающие специалисты в начале своей трудовой деятельности ценятся, когда они хотят работать и стараются.
Мои знакомые, собственники юридических фирм, озадачены поиском хороших сотрудников. Платишь нормально, #работа интересная, а человек через несколько месяцев перестает напрягаться совсем, скучно, хочется как на картинке в соц.сетях – красиво и побыстрее.
#школа #образование #вуз #аттестат #сдавайонлайн