Эта модель в конце 1970-х годов стала довольно радикальной модернизацией "классики" ваза. Сегодня это звучит почти нелепо, история из разряда "давным-давно и это неправда". Но как бы ни было круто, а все эти годы "пятерка" была с нами. Пришло время поговорить о чувствах, которые мы испытываем к одному из самых русских автомобилей.
Пятерка" стала последней серьезной попыткой сделать что-то на старой платформе ВАЗ-2101, но в то же время существенно отличающейся от предка. Вначале у нее было много " «детских» болезней, но от большинства из них она избавилась за годы производства. Однако в последние годы появились некоторые "болезни" (похожие истории пережили москвичи и "Ока"), и то, что казалось как бы некими особенностями дизайна, со временем превратилось в сплошной недостаток и архаизм. Примерно то же самое и с преимуществами этой машины: если изначально ее ценили за новизну и стиль, то теперь – за совершенно другие качества.
Ненависть №5: Устаревший дизайн
У "Пятерки" почти не было лавров, собранных на благодатной почве ретро–стиля - в отличие, например, от "копейки", "тройки" или "шестерки". Его стиль - модный в 1980-х годах "кубизм", который не пережил своего столетия, и поэтому к классике его теперь причисляют не из-за ностальгически утонченных линий кузова или интерьера, а только из-за заднего привода. Владельцы о внешнем виде "ваз-2105", как и о дизайне интерьера, высказываются в том смысле, что "что они с нее берут". Когда она пришла, она выглядела действительно круто, но теперь всем все равно. На самом деле, это даже не повод для ненависти.
Любовь № 5: эффективное отопление
Отличная "печка", унаследованная по сути от ВАЗ-2101, сослужила хорошую службу как "Пятерке", так и многим другим автомобилям ВАЗ. Единственным автомобилем, в котором этой печки едва хватало, была упомянутая выше "Ока" (из-за двухцилиндрового двигателя и большой площади остекления салона), но что касается "классики", то все автомобили этого семейства вазовских сдаются в аренду ради уютного интерьера. Именно одно из этих качеств делает "пятерку" по-настоящему русским автомобилем. Подобно легкому запаху бензина, проникающему в салон через воздуховоды с горячим воздухом.
Ненависть № 4: плохая эргономика и комфорт в гостиной
Создатели ВАЗ-2105 действительно пытались каким-то образом добавить комфорта в дополнение к хорошему отоплению, но с тех пор прошло слишком много лет. Теперь "пятерка" с натяжкой отвечает даже самым скромным требованиям к комфорту. Владельцы жалуются на то, что посадка за руль "восходит к 1960-м годам" (вот именно! Кроме того, на поздних автомобилях ноги заднего пассажира нещадно выдувает из щели между дверью и средней высотой кузова.
Любовь № 4: надежный двигатель
На протяжении всего производства на ВАЗ-2105 использовалось несколько двигателей, которые являются вариантами первого двигателя ВАЗ-2101. Вначале у "пятерки" есть "свой" 69-сильный 1, 3-литровый двигатель с ремнем ГРМ, но лучше всего к нему привыкнуть - так называемый "тройной" (с индексом ВАЗ-2103) 71-сильный 1, 5-литровый двигатель с более надежная (хотя и более громкая) цепь ГРМ. Объективно, это самый удачный "классический" двигатель ВАЗА, и "пятерки" под индексом ВАЗ-21053 пополнялись до тех пор, пока производство не было завершено в 2010 году. Двигатель с годами, начиная с нескольких дней, перешел на карбюратор с распределенным впрыском и обзавелся погружным электрическим бензонасосом в системе подачи - но своих главных преимуществ не утратил: надежность, ресурс, низкая чувствительность к качеству топлива и возможность заливать его в гель.
Ненависть №3: слабые элементы шасси
В свое время вся вазовская "классика" была немного эталоном "неубиваемого", но из рафинированного, из итальянского седана однажды проявила себя вазовская "копейка", которая, в отличие от универсала, дала другим представителям эпохи отечественного автопрома фору в выживание на российских дорогах. Но годы идут, и все познается в сравнении: шарикоподшипники передней подвески и упорный кронштейн сзади - частая головная боль для многих "классических" водителей.
Любовь № 3: большие возможности для тюнинга
С другой стороны, есть множество способов улучшить все качества своей "пятерки" — надежность, маневренность, проходимость. Рынок заполнен недорогими тюнинговыми наборами для подвески, тормозов, рулевого управления, трансмиссии, двигателя... В общем, "классических" вазов в России придерживаются многие тюнинговые направления, любители спорта и любители молодежи - Стрит, Дрифт, БПАН, "Битва классики" и другие забавные штуки.
Ненависть № 2: Коррозия кузова
Как эта процедура осталась незамеченной в истории - сразу после покупки загнать автомобиль на полную антикоррозийную обработку. Большинству современных автомобилей они не нужны, несмотря на агрессивные поезда, которые поливают дороги, но "пятерка" нуждалась в них (и нуждалась в них). Хотя процесс покраски "классических" кузовов на вазе претерпел некоторые изменения, коррозионная стойкость корпуса ВАЗ-2105 по сегодняшним меркам далека от превосходной. Все начинается с банальных "рыжиков" на кузове и заканчивается сплошными отверстиями в днище, порогах и крыльях, которые, в отличие от более поздних моделей ваз, нелегко снять и поменять на новые, так как они не привинчены, а приварены.
Любовь №2: дешевое техническое обслуживание и ремонт
За это большинству владельцев нравится "пятерка". Его конструкция максимально проста, запасные части в основном дешевы и прекрасно доступны, поэтому практически все ремонтные работы проводятся буквально в полевых условиях, с помощью пары ключей, отвертки, молотка и такой гайки, что для маленького рукастого автомобилиста это не составит труда.
Ненависть №1: низкая надежность
И его часто приходится ремонтировать. Комментарий, который наиболее четко описывает этот момент, выглядит так: "Она может сломаться, стоя в гараже". Как мы уже говорили, когда-то серьезно поработали над надежностью ВАЗ-2105, освободив его от недостатков первых лет выпуска, но эти недостатки не привели ко многим качественным компонентам и сбоям в качестве системы сборки. Теперь надежность этого автомобиля называют "лотереей" — опять же, как и в "Оке", она сильно варьируется от автомобиля к автомобилю. И да, ВАЗ-2105 - один из тех автомобилей, которые требуют постоянного ухода.
Любовь №1: идеальный автомобиль для начинающих
Но ладно, эта "постоянная забота" и сделала автомобили прошлого такими привлекательными, придав им характер и сделав их почти живо воспринимаемыми. Да, ВАЗ-2105 по сравнению с современными машинами выходит из строя довольно часто, но если кто-то захотел изобрести идеальный тренажер для неопытного автомобилиста, он должен выглядеть и работать так, что заставит вашего взрослого отпрыска разобраться в особенностях регулировки карбюратора, отрегулировать клапан или поменять шаровую. Только... все это было здорово 15 или 10 лет назад, а нужно ли это сейчас? Нужно, и опять же как! Но не в больших городах, где даже в самом сложном случае вы не будете рыться в двигателе, а вызовете эвакуатор и отвезете машину в сервис.
Сегодня "Пятерка" - это не автомобиль для новичков, а скорее автомобиль для любителей (то есть автомобилистов в первоначальном смысле этого слова), и не важно, новички они или опытные. И среди слабых качеств нет незначительной безопасности или манипуляций – с помощью нескольких умных утюгов вы можете все исправить, поклонники этих машин в безопасности. Но среди сильных сторон этой машины мы нашли поговорку о том, что ВАЗ-2105 едет туда, где, извините, волки боятся принимать участие в отправке предметов первой необходимости. Вероятно, автор имел в виду проходимость, но, объективно говоря, ВАЗ-2105 не слишком экстраординарен. На наш взгляд, эта фраза имеет другой смысл: в современном мире местом обитания "пятерки" является провинция, которая в России известна повсюду за районными улицами двух столиц.