Немецкого скульптора Иоганна Готфрида Шадова можно назвать баловнем судьбы. Родившись в семье бедного портного, он в возрасте пятнадцати лет поступил в Берлинскую академию художеств и одновременно учился у Жана Пьера Тассара, придворного скульптора прусского короля Фридриха II. Учитель так полюбил Иоганна, что мечтал женить его на своей дочери, умнице Генриетте, писавшей неплохие портреты в технике пастели. Но Шадов безумно влюбился в крещёную красавицу-еврейку Марианну Девидель и сбежал вместе с ней в Вену, чтобы попросить руки девушки у её отца, богатого ювелира. Папаше Девиделю понравился будущий зять и он дал влюблённым денег на поездку в Италию, которую стремился посетить каждый уважающий себя деятель искусства ХIХ века. Заехав по пути в Венецию и Флоренцию, Иоганн с Марианной, наконец, добрались до Рима, где сразу обвенчались, однако жениху-лютеранину пришлось перед этим перейти в католичество. Благодаря двухлетнему обучению в Риме Шадов окончательно сформировался как мастер классического стиля. Вернувшись в Берлин, он, благодаря добряку Тассару, не державшему зла на талантливого ученика, сумел сделать там прекрасную карьеру, заняв со временем не только место покойного учителя при дворе, но и должность директора Академии художеств. Правда, ему снова пришлось стать лютеранином, что не помешало им с католичкой Марианной, родившей двух сыновей, счастливо прожить в браке тридцать лет. Стойко пережив в 49-летнем возрасте смерть жены, он спустя несколько лет вступил в новый брак с Каролиной Генриеттой Розенштиль, дочерью директора Королевской прусской фарфоровой мануфактуры, подарившей мужу ещё четырёх детей. Иоганн Готфрид Шадов стал основоположником Берлинской школы скульптуры, выпустившей немало известных мастеров. Кроме того, он основал талантливую династию Шадовых: его старший сын от Марианны, Рудольф, пошёл по стопам отца, а младший, Фридрих, посвятил себя живописи, как и Феликс, сын от Каролины. Самым известным его творением является созданная в технике шлифования меди квадрига на Бранденбургских воротах в Берлине. А двойная мраморная статуя наследных принцесс Луизы и Фредерики Мекленбургских стала первой работой в стиле классицизма в натуральную величину и установила стандарты монументальной скульптуры ХIХ века.
На гравюре «Встреча с семьёй» Щадов изобразил себя (в шляпе слева) с женой Марианной, держащей в руках книгу, и со старшим сыном Рудольфом (за его спиной). Рядом с Марианной сидит жена брата Щадова, а за ними стоят Анна Катерина Ниллес, мать скульптора, и его сестра Лотта
Вот ещё его несколько работ:
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Иоганн Готфрид Шадов (20 мая 1764, Берлин — 27 января 1850, Берлин) — немецкий скульптор, художник и теоретик искусства. Представитель классицизма. Шадов родился в семье бедного портного. Обучался у придворного скульптора Жан-Пьер-Антуана Тассара, приглашённого прусским королём Фридрихом II. В 1778 году поступил в Берлинскую академию художеств. С 1785 года обучался в Риме, в 1787 году вернулся в Берлин. В 1788 году, после смерти Тассара, занял должности руководителя придворной мастерской и секретаря Берлинской академии художеств. С 1805 года — вице-директор, а с 1815 года — директор Академии художеств.#ОльгаКраева