Из колыбели античности личность продолжила расти и развиваться. Уже собственными ножками в коротких штанишках она бодро потопала по средневековью.
Если личность периода античности – это великий полководец или философ, наделенный максимально абстрактными чертами, то личность средневековья – это типаж.
Средневековое сознание иерархично и мыслит обобщениями. За каждым типом – строго определенная функция. Позже мы назовем их ролями или позициями личности.
Каждая роль имеет не только предписанные поступки и действия, но и предписанные эмоции, внутренний мир.
*Праведник – спасение людей ценой собственных страданий.
*Рыцарь – непрерывные сражения и доблесть во имя благородной цели.
*Простецы – обездоленное большинство, простодушные люди, обладающие народной мудростью, желающие лучшей доли и преодолевающие жизненные испытания.
*Мастер – преподавание книжной мудрости, искусная речь, поиск, иносказание.
*Шут – смеховая маска, непохожесть на других, опровержение канонов, критика и сомнения.
*Пилигрим – странник, путешественник, человек без корней, скрывающий прошлое.
Может, со времен средневековья мы не так уж сильно поменялись? Ведь многие роли, разве что под другими названиями, легко обнаружить и сегодня, понаблюдав за людьми.
С помощью ролей образуется следующий уровень личностной организации – персона, социальное «я». То, какими нас видят окружающие люди.
Персона – это «я», направленное вовне, реализующееся в ролях. Роли бывают очень разными, и у каждого человека их много. Но не все свои роли мы хорошо осознаем.
Понятнее всего семейные и гендерные роли. Отвечая на вопрос «кто ты?», мы первым делом говорим «я мужчина» или «я женщина», затем «я отец, мать, дочь, сын, жена...»
Средневековые типажи – это больше про характер, про тип личности.
В психологии много классификаций по типам личности. Например, можно сказать, что Шут – это антисоциальная личность, Мастер – шизоидная, Пилигрим – параноидная.
Классифицировать людей в чем-то прикольно, но ни один живой конкретный человек никогда полностью не впишется ни в одну классификацию. Ведь у личности есть еще одна составляющая – индивидуальность, и она не поддается типизации.
Но типологии бывают полезны, когда мы смотрим не на личность, а на социум. Если изучаем, как что-то развивалось, складывалось в истории. Да и про себя они помогают многое понять.
Например, с какой из средневековых ролей вы найдете у себя больше всего общего?
#личность в средневековье #cоциальные роли