Ну вот захотелось мне опять помыть косточки учебникам.
Сразу скажу: учебник учебнику рознь. Взяла тут наугад один (Черникова Т.В., Чиликин К.П.), прочла три параграфа, очень понравилось! Изложение гладкое, нет "воды", факты отобраны интересные. Каждое слово взвешено на аптекарских весах здравого смысла. Ни добавить, ни убавить. Любо-дорого читать!
Но вот мой любимец в лице учебного пособия А.А. Данилова и Л. Г. Косулиной, чьи странные завихрения (один Ярило - главный бог славян чего стоит) я разбирала здесь,
снова меня удивил.
Пробиралась я бодрой рысью по параграфам к нужной мне для другой статьи Куликовской битве, и вдруг запнулась об описание древнерусского костюма, которым завершается глава под названием "Быт и нравы Древней Руси."
Даже эту тему ухитрились подать "с огоньком". Приведу самые любопытные высказывания.
Автора этого блога, который
- выходил немало верст по музеям, разглядывая височные кольца, лунницы, шумящие привески, удивительной красоты фибулы
- изучал таинственные глубины узоров на ювелирных изделиях, изображающих языческую картину мироздания
- проваливался в немыслимую древность сюжетов народных вышивок
и прочая, и прочая,
учебный параграф встретил недружелюбной фразой:
Все жители Руси одевались одинаково.
Ну так можно сказать, что и выглядели они все одинаково. Чего уж там. Две руки, две ноги, два глаза ...
Мужской костюм простолюдина состоял из холщовой до колен рубахи с разрезанным впереди воротом, шерстяных домотканых портов. Единственным украшением этой незамысловатой одежды был узкий пояс,украшенный фигурными металлическими бляшками.
Единственным украшением этой незамысловатой одежды, вот так!
На наших глазах древнерусских мужчин ограбили, сняли с них кольца, браслеты, подвески, различные талисманы, отпороли за ненадобностью вышивку! Еще и бросились уничижительным словом вдогонку!
Давайте послушаем, что по этому поводу пишет хороший историк:
... врожденное чувство прекрасного не могло не отразиться на одежде, украшениях и обуви язычников. Как показывают раскопки, горожане не имели практически ни одной неукрашенной вещи: все предметы быта и костюма, как правило, так или иначе украшались либо вышивкой, либо резьбой, либо тиснением, либо ювелирными изделиями и мехом. Красота предметного мира и одежды древнерусского язычника поражает воображение; жаль только, что слишком малая часть этого пестрого нарядного мира доступна нашему взгляду сегодня.
Людмила Черная, "Языческая Русь"
Дальше наш учебник ударяется в описание зимней одежды.
Зимой носили простые шубы — кожухи — и островерхие меховые и войлочные шапки.
Что такое "простые" шубы и чем они отличаются от сложных? У меня уже не в первый раз впечатление, что авторы пособия набрали в солонку прилагательных и хаотично посыпали ими текст...
И вообще, нехудо бы растолковать детям, что кожух назывался так потому, что носился мехом внутрь. Вот это было бы уместно. Но авторы редко что удосуживаются объяснить, как увидим дальше. Надеются, видно, на эрудицию подрастающего поколения.
Это явствует из следующего пассажа:
С принятием христианства в быт князей в качестве парадной одежды вошел византийский костюм: тога из плотной, тяжелой шелковой или парчовой ткани с крупным рисунком.
Тога?.. Они уверены, что дети знают, что это такое?
Я провела эксперимент: ввела в яндексе вопрос "что такое тога", и поисковик, решив, что я, видимо, "того", исправил на Того и подбросил мне республику. Не шучу! Потом уже я добавила "одежда" и вышла на нужные статьи.
Вот. Тут робот впадает в ступор, а дети должны разобраться.
Ну и по мелочи:
Девушки и молодые женщины предпочитали красные и алые платья. Они опоясывали их лентами немного выше талии.
Все здесь прелестно. И ленты вместо поясов, и жестко заданная дислокация "выше талии". И "красные и алые" — это вот прям находка. "Сразу" понятно, о каких цветах идет речь.
Красный — это общее название всего семейства оттенков. С "алым" сложнее, потому что некоторые считают его оттенком, а некоторые — синонимом красного.
Да, детям ни к чему все это многообразие оттенков, конечно. Я просто подчеркиваю, что авторы опять льют воду и балуются с солонкой. Описание "красный и алый" — совершенно бессмысленно, потому что никакой картинки не дает. В отличие от слов из этой таблички.
И стоит ли привязывать красный исключительно к молодости? Я бы не рискнула.
Вот пара абзацев из одного археологического обозрения по древнерусским захоронениям в Беларуси:
В некоторых случаях удается определить цвет ткани. В богатых захоронениях часто встречаются ткани оттенков красного и коричневого цветов. Эти цвета соответствуют колористической гамме костюма древнерусской элиты, изображенного на фресках и миниатюрах.
Скорее уж красный подчеркивает элитарность костюма.
Что, вы спрашиваете, а прилагаются ли какие-нибудь иллюстрации к этому тексту?.. В том издании, которое сейчас передо мной, ни единой картиночки. Мы должны использовать исключительно силу воображения, рисуя в нем тоги и красно-алые платья.
В общем, вот такое интересное описание древнерусского костюма в параграфе о быте и нравах...