Моя двоюродная сестра выросла нервной и запуганной. Ее мама, а моя тетя, протирала дверные ручки каждый раз, как кто-то приходил с улицы. В ее доме царила аптечная чистота, и она никому не позволяла расслабиться.
Сесть на застеленную кровать в платье, в котором пришла из школы – скандал, преступление! Все стулья в доме сестры громко шуршали, потому сиденья их закрывали полиэтиленом.
Каждый день тетя заставляла сестру протирать хрусталь в стеклянной витрине в гостиной. Наводить блеск и протирать полы.
- Зачем? – удивлялась я. – У вас же и так чисто!
- Мало ли что, - отвечала сестра. – А вдруг гости придут? Увидят пыль…
Какие именно гости могли ходить в их дом, я не знаю. Но мне точно известно, каких гостей там никогда не было. Ни одноклассники, ни соседские дети и друзья по двору никогда не ходили в гости к сестре. Тетя, наверное, с ума бы сошла, если б увидела кого-нибудь из этих ребят в своей чистоплюйской гостиной.
Нет, в доме сестры мы не устраивали посиделок, не заходили, чтобы вместе поиграть в приставку или комп.
Все эти встречи и посиделки проходили у нас. В нашей квартире, где, кроме моей семьи из четырех человек (родители и я с братом), обитали еще две собаки, пушистый сибирский кот-кастрат - такой толстый и крупный, что некоторые не особо осведомленные в биологии наши приятели принимали его за собаку, и два хомяка (оба, как оказалось, мальчики).
Тетя не разрешала сестре бывать у нас. Она осуждала моих родителей за «зоопарк», за отставшие от стены старые обои, отсутствие ковров и хрусталя и ужасный бардак. «Сплошная антисанитария!»
Сестра все равно приходила к нам. Конечно, тайком от своей грозной матери. И каждый раз очень боялась, что тетя ее разоблачит, если найдет кошачий или собачий волос на ее одежде. Поэтому мы придумали такой финт: перед уходом домой выходили на улицу и кто-нибудь из мальчишек прыгал в грязную лужу перед подъездом, чтобы обрызгать сестру с ног до головы.
Приходя домой, сестра немедленно снимала с себя всю одежду, кидала в стирку и объясняла матери, что ее испачкала проезжающая мимо машина.
К моменту поступления в институт у сестры начались хронические головные боли, вылезла ужасная мокнущая экзема на руках, и врачи сказали, что это на нервной почве. Неудивительно: она все время жила в постоянном напряжении, испытывая стресс и тоску в своем «стерильном» доме и с мамой, с которой никогда толком не ладила и ни разу не поговорила с ней по душам.
Здоровье сестры улучшилось, только когда она поступила в институт в другом городе и стала жить в общежитии. Потом вышла замуж за однокурсника, родила сына, завела собаку. И, насколько я знаю, в ее доме царит теперь такой же беззаботный бардак, какой окружал в детстве нас с братом. Зато сестра счастлива.
Вспоминая те титанические усилия, которые прикладывала тетя к наведению казарменного порядка и больничной чистоты в их доме, я искренне жалею эту женщину. На что она тратила время и энергию? Нет, я не призываю всех счастливо обитать в бомжатниках. Я тоже люблю, когда в доме чисто. Но ведь можно не убиваться об идею?
Жизнь есть жизнь, и ей всегда нужно давать место. Достаточно выстроить разумную систему - и содержать дом в порядке без каких-то чудовищных жертв.
Кстати, вот пример того, как это делают в Японии. Мне очень нравится книга Мари Кондо по этой теме. Многие приемы и методики я взяла у нее и пользуюсь постоянно. Прочтите по ссылке саммари – и возможно, вам это тоже подойдет.
«Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни» Мари Кондо
Книга, которая поможет преобразить не только дом, но и жизнь - сделать ее чище, свободнее и легче!
#психология жизни #порядок в доме