Найти тему

Каково быть педиатром в поликлинике молодому специалисту: Мой ужас при знакомстве с детьми-хрониками

С Вами врач-педиатр и врач скорой помощи!

Продолжаем размышления о работе в поликлинике глазами молодого врача-педиатра...

На каждом педиатрическом участке есть особенные дети, которых нужно реально лечить и серьезно наблюдать... Эти детки имеют тяжелые заболевания (в том числе приводящие к инвалидности), и подход здесь должен быть особенным и более внимательным. С такими детьми (и их родителями) необходимо быть на связи (присутствовать в их жизни), всячески поддерживать, уделять время и не лениться "покопаться" в их ситуациях...

Когда я только устроился на участок - первым делом поинтересовался именно особенными детками. Подошел к заведующей (она всех особенных знает) - собрал нужную информацию и в течение первого месяца просто приходил к ним домой "на знакомство" - и заодно войти в курс дела...

И каком же бешенстве я был, по ходу таких знакомств... К сожалению, моя злость на тот момент оказалась направлена против моих же коллег.

Описываю ситуации:

1) Ребенок с поликистозом почек от рождения ("дырки" пустые в почке, и увеличенный размер органа), возраст 2.5 года. Живот большой, нарушена функция почки. Наблюдаются врачом-нефрологом (врач, который лечит почки, но не хирург. Хирургия почки - это урологи).

При таком диагнозе очень важно оценивать, на сколько эта самая функция почки нарушена - есть специальная формула... И в зависимости от этого абсолютно разная тактика лечения и прогноз заболевания.

Что вызвало возмущение: нефролог оценивал функцию почки без знания роста ребенка! А рост - это одна из переменных формулы для расчета... И, конечно, расчет по итогу был абсолютно неправильный, следствием чего явилось необоснованное назначение лишних лекарств...

И второй момент, из-за которого ребенка пришлось экстренно госпитализировать - ему никто никогда не измерял артериальное давление до моего прихода! За 2.5 года болезни - необходимо было постоянно следить за давлением. И что Вы думаете... Измеряю давление - оно оказывается 150/90... (должно быть ~80-90 на 60-65)... И ребенок при этом чувствует себя нормально - бегает и играет - а это признак того, что такое давление уже не один день, и даже не одну неделю. Организм уже "привык" к таким цифрам.

Почему я - врач-педиатр - был вынужден исправлять работу узкого специалиста... И почему я оказался единственным неравнодушным - измерил давление маленькому ребенку - и не поленился на это потратить около 40 минут своего времени (измерять давление детям в таком возрасте очень сложно).

2) Девочка с синдромом Дауна - возраст 9 лет. Пришла первый раз по поводу ОРВИ, но я начал интересоваться жизнью ребенка в общих чертах.

Как оказалось, что девочка не ходит в школу до сих пор!... А почему?... У мамочки страх - над девочкой обязательно будут издеваться, и ей это навредит...

*На самом деле с синдромом Дауна можно даже устроиться на работу, научиться хоть минимально контактировать с обществом. Да чего там говорить, даже актеры с этим синдромом есть... Но с ребенком нужно заниматься не только дома вдвоем (тем более мама - не педагог), нужна школа!

Я потратил всего 10 минут времени, чтобы обсудить с мамой ее страхи и переживания. Достаточно было посочувствовать, принять ее переживания и с заразительной уверенностью сказать о необходимости школы...

В ближайшее первое сентября девочка пошла в школу... Мамочка даже была растрогана - наконец-то что-то в их жизни поменялось к лучшему.

Мое возмущение: почему я первый, кто оказался неравнодушным и обсудил с мамой необходимость посещения школы в 9 лет?! Но уже упущено 1-2 года...
Они по несколько раз в год обращались к врачам, и вообще никто не обратил внимание, ходит ли девочка в школу, и почему они не просят справку в школу после выздоровления от всяких ОРВИ...  Но уже упущено 1-2 года...

3) Ребенок 10 лет с эпилепсией - принимает терапию, но приступы иногда случаются... И когда они впервые пришли на прием за рецептом на препарат - я не поленился и начал "копать" всю историю ребенка. И нашел очевидный пробел - они ниразу не ходили к генетику (то ли внешний вид, то ли особенности развития ребенка были не совсем обычный, таких так и хочется показать генетику. И на кафедре генетики не однократно говорили о наследственных формах эпилепсий)... Отправляю к нужному доктору - сдали анализы - поменяли диагноз - назначили другой препарат - и на тот момент приступов больше не повторялось...
Согласитесь, что было бы здорово, попасть к генетику намного раньше.


Ты можешь не разбираться в сложной болезни (это нормально), и банальная нехватка знаний не позволит тебе изменить жизнь ребенка в лучшую сторону... Но почему я, приходя домой после знакомства с такими детьми, садился за компьютер и читал сначала русскую, а затем и зарубежную литературу? Я звонил преподавателям и другим докторам, чьи контакты уже имелись, либо я их находил - делился с ними новыми случаями и просил помощи... Я считаю, что так должен делать каждый врач-педиатр!


Итог:

У меня искреннее негодование к врачам-педиатрам, которые всячески отмахиваются от непростых пациентов, и кроме как простого кашля и соплей больше ничего лечить не хотят и не могут... Работа педиатром - это знать всё по чуть-чуть - и вовремя уметь направить ребенка к нужному узкому специалисту. На каждого особенного ребенка на участке я потратил не один час: работал с ними на приеме/на дому, читал кучу литературы на тему заболевания и тактики ведения. Искал лазейки, как помочь (например, не все родители знают, что некоторые лекарства они могут получить бесплатно).

Истории этих детей иногда очень длинные и запутанные. Но именно с ними и нужно работать больше и усерднее!

Я всегда при необходимости уделял целый час приема пациенту, с которым нужно было посидеть и подумать. Мамочки чувствовали, что ими наконец-то "занялись" - и для них это уже некое успокоение. Быть мамой ребенка-инвалида - врагу не пожелаешь.

Среди всех соплей и кашлей на участке, в первую очередь необходимо помнить о тех, кто больше всего нуждается в твоем внимании и сочувствии!

Всем родителям особенных детей - терпения Вам, и я Вами восхищаюсь!