Трудно представить, чтобы кто-то из вас не видел фильма Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты». Вы помните, что вся череда нелепиц, творимых героями, моменты взлетов и благостного отдыха их духа проходят на глазах молодого финна, пытающегося наяву увидеть в нашей жизни то, что вычитано им из книг.
Финн не сдается (финны они такие) и, если бы справедливость существовала, он заслуживает чуда в виде картины красивого выезда знати на псовую охоту. В итоге современную, совсем не увлекшую его версию старинной русской забавы он меланхолично перекрывает в своем сознании видением гармоничной, устоявшейся в его представлении картины, заслуживающей того, чтобы ею любовались. «Так было!»- как бы спорит с действительностью финн.
Так было. Много чего было даже на протяжении нашей жизни. Многое незаметно – а то и просто демонстративно – постепенно уходит из повседневного быта. Так этот мир был устроен всегда. Однако нынешняя скорость процесса порой создает ощущение мелькания. Стоит случайно выскочить из навязчивого кружения, и ты с удивлением замечаешь исчезновение многих привычных предметов и явлений. Пытаешься осознать причину, но нет, вроде, никто чужой не проходил…
Сегодня я, с вашего разрешения, впаду в детство. В свое впаду – ваше останется цело: о суверенностях и нутряных ценностях наслышан, чужие священные права уважаю. Еще больше уважаю таблички. Всякие. Тем более такие, какие некоторые повесили себе на душу: «Осторожно, злая собака» или «Ведется круглосуточное видеонаблюдение». Такие таблички я внимательно читаю. После прочтения отхожу. Хотел сказать – «читаю по слогам», но это будет неправдой. По слогам я никогда читать не умел: выучил буквы и от лени пропустил «слоговый» этап, сразу перешел к словам.
Впав в детство, я пойду дальше и впаду в игры. Игра – самое главное, самое существенное в самом лучшем периоде жизни среднестатического землянина. При этом предлагаю на секундочку притушить радостную улыбку от воспоминания о собственных детских годах: есть в мире малыши, которых жизнь рано загрузила по уши взрослыми заботами.
А вспомнив о них, можем удариться в своих воспоминаниях во все тяжкие, рвануть во всю ширину и от души. Тем более, что и те дети все равно дети и поиграть в свободную минутку они тоже горазды.
Да что дети! Я легко сколочу группу лодырей типа меня, которые запросто променяют любую работу на какую-нибудь серьезную игру, развивающую в человеке мужество и смекалку. Например, карты. Нет, отставить. Карты – это запрещенный прием. Они сильнее человека и стоят выше всяких о них рассуждений. Для меня они давно табу, и я в них не играю.
Не играю, но во времена, когда торговля шла не в квази-дворцах, а шебуршалась в лабиринтах палаток, а то и просто столов под открытым небом, карты не раз меня вдохновляли на один ценный совет. Пока продавщица тыкала пальчиком в кнопочки калькулятора, у меня в голове цифровой итог покупки давно уже был выведен. Оставалось только рекомендовать ей, чтобы она приучала ребенка играть в карты, ибо они, как ничто другое, развивают устный счет.
Те из вас, кто вырос до затопления земли цунами электроники, играли в салочки. Здесь мне приходится преодолевать некоторое внутреннее сопротивление. «Салочки», «осалить» - это общепринятые, так сказать, «литературные» термины для обозначения явления. У нас в Северодвинске игра называлась «АРАПКИ» (или «арабки» - не знаю, по словарям никогда не проверял, а для ребенка смыслом слова была только обозначаемая им игра).
Разновидностью арапок была ЩУКА. Это когда ЗАЧУРКАННЫЙ (на вашем языке – осаленный) становится ЩУРЕНКОМ и помогает щуке ловить остальных незачурканных. В конце концов вся эта постоянно растущая щучья стая справляется с последней из свободолюбивых рыбок, и в следующем туре игры на пост щуки (водящего) заступает первый из зачурканных прежней щукой щурят.
Широко распространенной, особенно у младших возрастов, была игра в 10 ПАЛОЧЕК. Небольшой длины доска опирается на подложенную посередине опору (кирпич), наподобие качелей. На опирающийся о землю конец положены 10 маленьких палочек. Один из играющих (обычно это водивший в предыдущем туре) сильно бьет ногой по свободному концу доски. Палочки взлетают и рассеиваются по сторонам. Игроки разбегаются и прячутся. Задача водящего – как можно быстрее собрать разлетевшиеся по земле палочки и положить их на нижний конец доски. После этого он имеет право зачуркать любого, не успевшего спрятаться. Факт зачуркивания признается таковым. только если водящий назвал имя «ротозея» или «тихохода» с одновременным касанием доски рукой. В момент взлета палочек у водящего есть возможность сократить муки своего «вождения» за счет того, что ему удалось поймать какую-то (или какие-то) из взлетевших палочек. Тогда подбивавший их вверх автоматически становится первым зачурканным. Если поймано несколько палочек, каждая из них позволяет (они же в твоих руках, а ты сам рядом с доской) зачуркать также кого-то из тех, кто не успел спрятаться. Зачурканные остаются рядом с доской.
Дальше для водилы наступает сложный и тревожный период. Пока он ищет спрятавшихся в одном конце двора, с другого, выскочив из своего укрытия, к доске может подлететь кто-то из игроков и резким ударом рассыпать палочки. Этим отважным актом он спасает зачурканных к тому моменту ребят, и они бегут прятаться. Даже если нет таковых, эстетическое чувство от новых страданий водящего у него никто не отнимет.
Водящий может успеть вовремя вернуться и опередить дерзкого товарища, первым сумев его зачуркать, или успеть поймать палочки в момент удара того по доске. Если же не удалось ни то, ни другое, он собирает палочки и начинает все сначала. Кстати, найдя спрятанного игрока, он тоже должен показать хорошую скорость бега. Тот, будучи найденным, может обогнать его на пути к доске и успеть первым ударить по ней. После этого такой ловкач и все наличествующие зачурканные снова разбегаются по укрытиям. Тур кончается, когда все найдены и зачурканы.
Еле-еле закончив это длинное описание, я решил вот что. Во-первых, спрошу: есть ли среди вас кто-то, кому интересно, во что играли их отцы и деды? Если найдется хоть один такой человек, обещаю написать продолжение (игр и забав было много). Мне и самому интересно это вспомнить.
Понимаю, что увлекся, и обещаю больше не давать развернутых описаний правил – все равно, ни вы, ни ваши дети в эти игры играть не будете.
Но сами забавы кому-то обязательно будут интересны. Кто их не любит!
Для них обязательно напишу.
ДО НАСТУПЛЕНИЯ 2030 ГОДА ОСТАЕТСЯ 2742 ДНЯ (ПОЧЕМУ Я ВЕДУ ЭТОТ ОТСЧЕТ, СМ. В "ЧЕГО НАМ НЕ ХВАТАЛО ДЛЯ РЫВКА?")