Рефлексия — способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы. Во время обучения рефлексия необходима и учителю, и ученикам. Она помогает всем участникам учебного процесса повышать свою осознанность, а впоследствии определять зоны роста и работать над ними.
Мифы о рефлексии
Миф №1: рефлексия может осуществляться только в конце занятия.
На самом деле, есть смысл проводить рефлексию на любом этапе урока. Цель рефлексии — выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими.
Миф №2: рефлексировать должны только дети.
На самом деле, рефлексия является основной частью преподавания и обучения. Она направлена на то, чтобы вы лучше осознали свои профессиональные знания и действия. Рефлексивный процесс побуждает вас работать с коллегами, потому что вы можете делиться передовым опытом и обращаться за поддержкой. Это значит, что дети будут учиться более эффективно, поскольку обучение может быть адаптировано под них.
Исследователь образования Джон Хетти в своей книге “Видимое обучение для учителей” приводит вопросы, которые, по его мнению, учитель должен задавать себе после урока:
- Знаете ли вы, какого прогресса в обучении достиг каждый ученик?
- Достиг ли каждый ученик результатов, соответствующих критериям успеха?
- Что нужно сделать на данном этапе, чтобы помочь тому или иному ученику достичь этих результатов?
- Знает ли каждый ученик, в какой точке своего пути образования он находится в текущий момент, продвигаясь со стартовой позиции к результатам, соответствующим критериям успехов?
Миф №3: рефлексия ученика — это стикер со смайликом в конце урока.
На самом деле, рефлексия ученика на уроке — очень сложный комплексный процесс. Опираясь на российские и зарубежные источники, мы выделили такую классификацию того, что может рефлексировать ученик.
“Эффективная рефлексия”
Модель оценки эффективности рефлексии вошла в историю как “4 С” (Continuous, Connected, Challenging, Contextualized).
- Рефлексия связана с контекстом (Contextualized reflection). Темы для рассуждения должны быть уместными и значимыми для учеников.
- Постоянная рефлексия (Continuous reflection). Рефлексия — постоянный компонент образования. Её можно проводить до, во время и после нового опыта обучения.
- Связанная рефлексия (Connected reflection). Учитель обеспечивает связь между рефлексивными вопросами и опытом, который получили ученики в процессе работы.
- Рефлексия через вызов (Challenging reflection). Учитель ставит незнакомые и сложные вопросы, требующие размышления, при сохранении уважительной атмосферы.
Рефлексия неэффективна, если:
- Не связана с образовательным результатом;
- Не связана с деятельностью на уроке;
- Не имеет рефлексивного эффекта, то есть не способствует самоанализу у учеников.
Как связать рефлексию с целеполаганием и мотивацией?
Стратегия “Закольцованный урок”
Рефлексию нужно сделать частью каждого урока, использовать её на постоянной основе.
Учитель связывает начала и конец урока, как бы “закольцовывая” его. Например, он задает одни и те же вопросы в начале и в конце урока, делая целеполагание и мотивацию единым целым с рефлексией.
Пример: история, 9 класс. Политические движения в России в 1830-1850-ых гг.
Как же связать целеполагание и мотивацию с рефлексией? Самый понятный и логичный вариант — это вернуться к мотивационному вопросу в конце урока. Это действие поможет связать урок и сделать этап мотивации более значимым для учеников и учителя.
В этом материале мы рассказали о том, что такое рефлексия, и о ее важности на уроке. Во второй части мы перечислим инструменты рефлексии, которые учитель может использовать на уроке.
Список литературы:
- Л. С. Кожуховская, И. В. Позняк “Рефлексивные техники, методы и приемы”
- Джон Хетти “Видимое обучение для учителей”
Узнать больше о программе «Учитель для России».
#учитель #школа #учеба #рефлексия #психология #дети