Найти в Дзене
Новый учитель

Как проводить рефлексию на уроке и зачем она нужна?

Оглавление

Рефлексия — способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы. Во время обучения рефлексия необходима и учителю, и ученикам. Она помогает всем участникам учебного процесса повышать свою осознанность, а впоследствии определять зоны роста и работать над ними.

Мифы о рефлексии

Миф №1: рефлексия может осуществляться только в конце занятия.

На самом деле, есть смысл проводить рефлексию на любом этапе урока. Цель рефлексии — выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими.

Миф №2: рефлексировать должны только дети.

На самом деле, рефлексия является основной частью преподавания и обучения. Она направлена на то, чтобы вы лучше осознали свои профессиональные знания и действия. Рефлексивный процесс побуждает вас работать с коллегами, потому что вы можете делиться передовым опытом и обращаться за поддержкой. Это значит, что дети будут учиться более эффективно, поскольку обучение может быть адаптировано под них.

Исследователь образования Джон Хетти в своей книге “Видимое обучение для учителей” приводит вопросы, которые, по его мнению, учитель должен задавать себе после урока:

  • Знаете ли вы, какого прогресса в обучении достиг каждый ученик?
  • Достиг ли каждый ученик результатов, соответствующих критериям успеха?
  • Что нужно сделать на данном этапе, чтобы помочь тому или иному ученику достичь этих результатов?
  • Знает ли каждый ученик, в какой точке своего пути образования он находится в текущий момент, продвигаясь со стартовой позиции к результатам, соответствующим критериям успехов?

Миф №3: рефлексия ученика — это стикер со смайликом в конце урока.

На самом деле, рефлексия ученика на уроке — очень сложный комплексный процесс. Опираясь на российские и зарубежные источники, мы выделили такую классификацию того, что может рефлексировать ученик.

-2

“Эффективная рефлексия”

-3

Модель оценки эффективности рефлексии вошла в историю как “4 С” (Continuous, Connected, Challenging, Contextualized).

  1. Рефлексия связана с контекстом (Contextualized reflection). Темы для рассуждения должны быть уместными и значимыми для учеников.
  2. Постоянная рефлексия (Continuous reflection). Рефлексия — постоянный компонент образования. Её можно проводить до, во время и после нового опыта обучения.
  3. Связанная рефлексия (Connected reflection). Учитель обеспечивает связь между рефлексивными вопросами и опытом, который получили ученики в процессе работы.
  4. Рефлексия через вызов (Challenging reflection). Учитель ставит незнакомые и сложные вопросы, требующие размышления, при сохранении уважительной атмосферы.

Рефлексия неэффективна, если:

  • Не связана с образовательным результатом;
  • Не связана с деятельностью на уроке;
  • Не имеет рефлексивного эффекта, то есть не способствует самоанализу у учеников.

Как связать рефлексию с целеполаганием и мотивацией?

Стратегия “Закольцованный урок”

Рефлексию нужно сделать частью каждого урока, использовать её на постоянной основе.

Учитель связывает начала и конец урока, как бы “закольцовывая” его. Например, он задает одни и те же вопросы в начале и в конце урока, делая целеполагание и мотивацию единым целым с рефлексией.

Пример: история, 9 класс. Политические движения в России в 1830-1850-ых гг.

Как же связать целеполагание и мотивацию с рефлексией? Самый понятный и логичный вариант — это вернуться к мотивационному вопросу в конце урока. Это действие поможет связать урок и сделать этап мотивации более значимым для учеников и учителя.

-4

В этом материале мы рассказали о том, что такое рефлексия, и о ее важности на уроке. Во второй части мы перечислим инструменты рефлексии, которые учитель может использовать на уроке.

Список литературы:

  1. Л. С. Кожуховская, И. В. Позняк “Рефлексивные техники, методы и приемы”
  2. Джон Хетти “Видимое обучение для учителей”

Узнать больше о программе «Учитель для России».

#учитель #школа #учеба #рефлексия #психология #дети