Найти тему
Переулки истории

В 913 году Симеон I был коронован в Константинополе. Каковы были его титул и территории под его протекторатом

Коронация Симеона была названа одной из самых сложных проблем византийской истории.

Для справки, Симеон был величайшим средневековым болгарским монархом. Во время его долгого правления (893-927) Болгария была ведущей державой на Балканах, одержав крупные победы и политические успехи над Византией. Но Симеон был не только за землями и богатством. Будучи христианином, выросшим и получившим образование в Константинополе, он был знаком с византийской имперской идеологией и активно претендовал на нее. В этом он представлял экзистенциальную опасность, с которой Византия никогда раньше не сталкивалась.

Критический период начался в 913 году, когда император Александр нарушил византийско-болгарский договор 896 года только для того, чтобы вскоре после этого умереть и передать беспорядок своему 5-летнему племяннику Константину VII. Симеон отправился грабить Фракию и Македонию, а затем появился перед самим Константинополем. Но поскольку он не мог отрезать город или взять его штурмом, он разбил свой лагерь в Хебдомоне, пригороде, связанном с императорскими провозглашениями и военными триумфами, и ждал.

В ходе последовавших переговоров (август/сентябрь 913 г.) византийское регентство во главе с патриархом Николаем Мистикосом пошло на уступки Симеону. Его дочь была обручена с Константином VII, что сделало его императорским тестем. Что еще более важно, для него была устроена специальная церемония за стенами (более поздний источник говорит, что во Влахернском дворце, но это маловероятно). Ритуал проходил под председательством патриарха и, как сообщается, включал признание Симеона императором (басилевсом) и / или какую-то коронацию.

Патриарх Николай и магистры Стефан и Иоанн отвезли [Константина VII] во Влахерну и привели двух сыновей Симеона во дворец, где они обедали с императором. Затем патриарх Николай вышел к Симеону, и Симеон склонил перед ним голову. Итак, патриарх прочитал молитву и надел на голову Симеона, как говорится, не императорскую корону, а свой собственный эпирриптарион (“головной убор, покрывало”).Симеон Логофет, Хроникон

Дело в том, что византийская интерпретация событий создает почти столько же проблем, сколько и решает. Например, использование патриархального головного убора в таком контексте выглядит совершенно неуместно. И поскольку с болгарской точки зрения нет учетной записи, мы не можем перепроверить вещи. В результате современные ученые пришли к противоречивым интерпретациям.

  • Церемония была императорской коронацией. Регенты оказались в тяжелом положении, поэтому решили угодить Симеону. Признание иностранного монарха императором действительно было скандальным, но не совсем неслыханным — в 812 году византийское посольство тоже провозгласило Карла Великого императором, хотя и при других обстоятельствах. Последствия были бы одинаковыми в обоих случаях — Карл Великий и Симеон были императорами франков и болгар соответственно, но не императорами римлян. У этой теории есть несколько вариантов.
  • Византийцы обманули Симеона, заставив поверить, что он получает законную коронацию, но намеренно все испортили — вот почему патриаршая вуаль использовалась вместо настоящей короны.
  • Головной убор , используемый на коронации, был не черным патриархальным, а пурпурным эпирриптарионом, полуофициальной частью настоящих императорских регалий. Позже, в попытке смягчить ситуацию и лишить Симеона легитимности, имперская пропаганда распространила слух о патриаршей вуали.
  • Церемония была назначением Симеона в ранг цезаря.На протяжении веков Цезарь был высшим саном в империи после императорской должности. Византийцы часто присваивали титулы иностранным правителям, чтобы почтить их и подчеркнуть свое собственное превосходство над ними. Хан Тервел из Болгарии, один из предшественников Симеона, также был назван цезарем Юстинианом II в 705 году. Как бы привлекательно это ни выглядело, эта теория никогда не получала большой поддержки и теперь в значительной степени дискредитирована.
  • Церемония вовсе не была коронацией. Альтернативы включают ритуал духовного усыновления или торжественное патриаршее благословение, призванное угодить Симеону и повысить его легитимность среди собственного народа, но не дать ему никакого византийского титула.

Что бы ни случилось в тот день, соглашение продлилось недолго. В любом случае Симеон вскоре отказался от титула своего отца лорда / принца (болгарский: князь, греческий: архонт) и начал называть себя царем (“император”), как “болгар”, так и, в конечном счете, “болгар и римлян”. Эти титулы отмечают эволюцию его видения: в 910-х годах он хотел создать систему равноправного сосуществования с Византией; к 920-м годам его целью было захватить Константинополь и заменить вселенскую Римскую империю своей собственной. С этой целью он также вложил свои усилия в византийский язык политической теологии — он был Новым Моисеем, Давидом и Соломоном, а Болгария была Новым Израилем.

Византия и Болгария в 910-х годах
Византия и Болгария в 910-х годах

Со своей стороны, византийцы протестовали против имперских притязаний Симеона и никогда не называли его иначе, как архонтом. Патриарх Николай был вынужден уйти с поста регента через несколько месяцев после встречи, возможно, под бременем сделанных им уступок. В конце концов, реальная власть перешла к адмиралу Романусу Лекапеносу (впоследствии императору Роману I), который выдал свою дочь замуж за Константина и дипломатически перехитрил Симеона. После смерти Симеона его сын и преемник Петр женился на внучке Романа и стал первым правителем Болгарии, которого византийцы полностью признали императором.