Найти тему
Авиационное обозрение

Какие экспериментальные перехватчики были созданы на базе истребителя МиГ-15?

Здравствуйте. В конце сороковых годов советская авиационная промышленность достигла определенных успехов в вопросе разработки реактивных самолетов. Это позволило начать процесс массового перевооружения строевых частей на боевые машины нового поколения. Кроме того, в истребительной авиации решено было провести унификацию, отказавшись от многотипности. При этом с вооружения снимались такие самолеты как Як-23 и Ла-15. Ставка была сделана на машины разработанные в ОКБ А. И. Микояна/М. И. Гуревича. Фронтовой истребитель МиГ-15, а в особенности его улучшенная версия МиГ-15бис, действительно стали полноценными представителями своего класса (по сравнению с самыми первыми серийными Як-15/Як-17 и МиГ-9) и на практике (в ходе Корейского конфликта) показали свою высокую эффективность. Однако, необходимо было решить и цел ряд других важнейших задач. В первую очередь это касалось разработки узконаправленного истребителя-перехватчика. К началу пятидесятых годов как раз и были сформированы новые тактико-технические требования к машинам подобной спецификации. Работы над новыми самолетами велись сразу в нескольких конструкторских коллективах. К примеру, ранее мы уже рассматривали вопросы проблематики разработки экспериментальных перехватчиков ОКБ С. А. Лавочкина (Ссылку на статью). В целом же, основные требования к перспективным самолетам данного класса, заключались в необходимости качественного улучшения их летно-технических характеристик, а также применению нового специального оборудования (в первую очередь радиолокационных станций). По сути, все конструкторские коллективы столкнулись с одними и теми же принципиальными проблемами. Самым важным считалась разработка перспективных силовых установок и радиолокационных станций. В связи с тем, что ОКБ А. И. Микояна/М. И. Гуревича уже имело запущенное крупносерийное производство обычного фронтового истребителя, их подход к разработке первых реактивных перехватчиков несколько отличался. Практически все они базировались на конструкции истребителя МиГ-15 (как базового варианта, так и улучшенного МиГ-15бис, а также учебно-тренировочной спарки УТИ МиГ-15). Сегодня мы отметим пять основных модификаций. По сути, все они представляли чисто экспериментальные проекты для наработки необходимого опыта.

Экспериментальный перехватчик СП-1. Источник фото: http://авиару.рф/
Экспериментальный перехватчик СП-1. Источник фото: http://авиару.рф/

Первый специализированный перехватчик на основе еще базового варианта МиГ-15 получил индекс СП-1. Его построили путем доработки экземпляра с серийным номером 102005. Впоследствии эта экспериментальная машина получила название МиГ-15Пбис. Она отличалась установкой радиолокационной станции "Торий-А", сокращенным составом вооружения (только одна 37-мм пушкой Н-37), новым двигателем ВК-1 и обновленным специальным оборудованием (в него была включена УКВ-радиостанция РСИУ-3 и оборудование системы слепой посадки ОСП-48). В связи с отмеченными выше изменениями, доработке подверглись и некоторые основные функциональные системы истребителя (к примеру электросистема). Всего, в соответствии с приказом МАП № 999 от 28 декабря 1950 года, построили пять экземпляров этого перехватчика. Они активно применялись для проведения различных экспериментов и отработки новых систем. По результатам проведенных испытаний, стало очевидно, что в ходе опытной эксплуатации, радиолокационная станция "Торий-А" показывает неудовлетворительные результаты. В связи с этим, от ее дальнейшего применения и возможности запуска в крупносерийное производство отказались. Уже на базе МиГ-15бис, в начале пятидесятых годов был построен опытный перехватчик СП-5. Одно из основных отличий от предшественника, заключалось в применении радиолокационной станции РП-1 "Изумруд". Кроме того, на самолете изменили состав вооружения, оставив только две 23-мм пушки НР-23. Для прицеливания использовался автоматический гироскопический прицел АСП-3Н. Экспериментальный прототип прошел этап заводских испытаний осенью 1951 года, а в начале 1952 успешно завершились его государственные испытания. И именно на СП-5 и проходила основная отработка перспективной РЛС РП-1.

Схема размещения антенн радиолокационной станции РП-1.
Схема размещения антенн радиолокационной станции РП-1.
Для справки. Радиолокационная двухантенная станция перехвата и прицеливания РП-1 "Изумруд" была разработана силами конструкторского коллектива НИИ-17 под руководством В. В. Тихомирова в конце сороковых годов. Она предназначалась для обнаружения воздушных целей в любое время суток и в условиях плохой видимости. Станция позволяла фиксировать положение цели и вести непрерывное наблюдение в процессе сближения. Дальность обнаружения цели типа бомбардировщик составляла от 5 до 11 км (в зависимости от конкретного самолета и времени суток). Поиск цели осуществлялся поисковой антенной (в пределах плюс/минус 60 градусов по азимуту и плюс 26/ минус 16 по вертикали). При приближении к ней на расстояние менее 2 км, происходило автоматическое переключение на прицельную антенну для более точной наводки. Конструктивно РЛС состояла из четырех групп специальных блоков: обзорная часть, прицельная часть, канал электронного авиагоризонта и вспомогательная часть.

Полученные в ходе испытаний результаты были учтены при разработке более совершенных изделий. Крупносерийное производство перехватчиков этого семейства началось уже на базе фронтового истребителя МиГ-17 (к примеру это такие модификации как МиГ-17П, МиГ-17ПФ и МиГ-17ПФУ).

Экспериментальный перехватчик И-320. Источник фото: http://авиару.рф/
Экспериментальный перехватчик И-320. Источник фото: http://авиару.рф/

Наиболее же уникальной разработкой (на базе МиГ-15) являлся барражирующий перехватчик И-320. По сути он представлял собой новую конструкцию (в особенности если оценивать переднюю часть фюзеляжа). Отличительной особенностью этого цельнометаллического среднеплана была силовая установка, которая состояла из двух турбореактивных двигателей (на первом прототипе РД-45Ф, а на втором ВК-1). Они размещались тандемно, во внутрифюзеляжных отсеках. Также можно отметить и двухместную кабину экипажа, которую сместили ближе к центральной части фюзеляжа. При этом летчик и штурман сидели бок о бок. Крыло самолета имело стреловидность в 35 градусов по передней кромке. Оперение же было классического однокилевого типа. Шасси выполнили по трехопорной схеме, с размещением основных стоек под консолями крыла. Вооружение было представлено двумя 37-мм пушками Н-37. Самолет оснащался всем необходимым пилотажно-навигационным и специальным оборудованием. В качестве бортовой РЛС на опытных прототипах устанавливалась "Торий-А" (или изделие АР-15) и "Коршун" (или изделие АР-31). Перехватчик прошел весь необходимый цикл испытаний, но по их итогам остался в разряде экспериментальных. Самолеты с тандемным размещением силовых установок (а по такой же схеме разрабатывался Ла-200 и Су-15 (первый)) не устроили заказчика.

Экспериментальный перехватчик СТ-7. Источник фото: https://ruslet.webnode.cz/
Экспериментальный перехватчик СТ-7. Источник фото: https://ruslet.webnode.cz/

Что же касается машин, созданных на базе учебно-тренировочной спарки УТИ МиГ-15, то можно выделить такие самолеты как СТ-7 и СТ-8. Предполагалось использовать их в качестве учебного истребителя, специально доработанного согласно спецификации перехватчика (для обучения пилотов на перспективные МиГ-17П). Первая спарка получила индекс СТ-7. Она была разработана в соответствии с приказом МАП за номером 836 от 18 июля 1952 года. В связи с некоторыми производственными задержками, два прототипа были построены только к августу следующего года. Основное нововведение заключалось в установке радиолокационной станции РП-1 "Изумруд". Естественно были и другие доработки, но они не имели особо принципиального значения. Однако, по результатам испытаний, самолет получил негативную оценку. Через два года один из прототипов был доработан для устранения выявленных недостатков (теперь он получил индекс СТ-8). При этом на перехватчик установили новую радиолокационную станцию РП-1Д "Изумруд-3" и существенно переработали электросистему (к примеру заменили генератор). По итогу его испытания завершились успешно, но в серийное производство самолет так и не передавался.

Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций.