Чем старше я становлюсь, тем сильнее мое убеждение в том, что некоторые люди умеют летать. Впервые (если не считать детского умения летать во сне, которое, как ни удивительно, временами все еще посещает меня) я осознал это лет тридцать назад, во время чтения неопубликованной повести моего друга. С той поры и по сей день я время от времени встречаю все новые и новые подтверждения тому, что некоторые люди умеют летать.
Именно подтверждения: сам факт полета всегда остается вне поля моего зрения. И вообще чьего бы то ни было. Люди, умеющие летать, если и рискуют подниматься в небо у кого-то на глазах, то эти кто-то — такие же homo volans. Поскольку я их не вижу, значит, сам я летать не умею. А жаль.
Жаль, потому что только летающие люди могут писать такие стихи, какие пишет Елена Фролова. Убедиться в этом просто: взять, например, стихотворный сборник «песня для Эвридики». Да-да, именно так, с маленькой буквы, его название и пишется. Почему — знает автор. А нам остается только гадать. Мне лично кажется, потому, что эта песня, складывающая из множества песен — продолжение давней и долгой песенной истории, а не что-то, у чего есть начало и конец.
«песня для Эвридики» целиком встроена в стихотворную и певческую традицию человечества. Это заметно на любом уровне восприятия текста. На сюжетном, когда Иисус и его ангелы соседствуют с ныне живущими или недавно ушедшими товарищами Елены Фроловой по песенному цеху. На формальном: абсолютно современные поэтические приемы не имеют никаких привилегий по отношению к русскому скоморошьему стиху или духовной песне. Замени бумагу на пергамент, русский язык на греческий или арамейский (никто ведь не мешает пофантазировать, правда?) — и все равно окажется, что написано недавно о давнем, или давно о нынешнем. И все равно все сказанное будет сказано о главном. О вечном. О насущном.
Как сказал апостол и евангелист Иоанн, «Бог есть любовь». Бог в стихах Елены Фроловой несомненно есть любовь. А Любовь есть бог. Поклонения достойны оба. Оба дают поэту Елене Фроловой редчайшую способность летать. Они — два крыла, на которых поэт поднимается над суетным миром, над «здесь» и «сейчас», над «надо» и «хочу». Остается только «могу», опирающееся на Бога и любовь. И они держат ее там, наверху, давая возможность увидеть нас, нелетающих, с высоты. А значит, увидеть лучшими, чем мы есть.
Это — дар тому, кто рожден летать. Да, формулировку я беззастенчиво заимствую у Ричарда Баха, еще одного homo volans. Тем удивительнее видеть в книге Елены Фроловой ее акварели: совершенно земные, я бы даже сказал, приземленные. Наверное, умеющим летать нужно иметь какой-то якорь, не дающий им навсегда оторваться от земли. Хотя однажды это неизбежно случится.
Елена Фролова «песня для Эвридики». Издательство «Вита Нова», Санкт-Петербург, 2007 год. Цена в филиале «Гипериона» в арт-пространстве «Нигде кроме»: 150 рублей.
#книги
#гиперион
#книжный гэндальф
#блог о книгах
#литература