Обещала Мария помогать дочери с ребёнком, пока та учиться будет, да видно силы свои переоценила. Уже на втором курса поняла, что не потянуть ей финансово дочь студентку и маленького внука Алешку. Сыновья помогать отказались:
- Ты всю жизнь с Аськой носишься, вот доносилась, она в подоле принесла. Не сделали то, что нужно в начале беременности, выкручивайтесь теперь сами.
«И правда сама виновата, как Ася родилась, совсем сыновей забросила, как трава выросли. Потому и озлобились. Никудышная я мать и бабушка видно так себе». Но самобичеванием дело не поправить. И решила тогда Мария через гордость свою переступить и к бывшему мужу обратиться. «В конце концов, он тоже дед. Может, захочет дочери и внуку чем-нибудь помочь».
Мария успела как раз к концу рабочего дня, когда Андрей уже домой собирался. Увидел её, побледнел, будто привидение рядом стояла.
- Ты как меня нашла?
- Это не трудно. Я бы не пришла, без крайней необходимости.
- Знаю, знаю. Ни копейки от меня не брала. Деньги все назад отправляла. Вижу теперь непреодолимый случай, раз ты гордость свою подальше заткнула.
- Твоя дочь… - Мария запнулась, Андрей перебил, воспользовавшись заминкой:
-Моя дочь? Так это моя дочь? А я-то думал, что ты родила от другого мужчины, раз скрывала от меня о своей беременности.
- Ничего я не скрывала, ты сам от меня ушёл. Что я должна была тебя ребенком удерживать.
- Но знать-то я имел право. А теперь значит пришла. Не справилась.
- Прости, я ошиблась, не надо было.
Мария повернулась, чтобы уйти, Андрей преградил ей путь.
- Раз уж пришла, через гордость свою перешагнула, рассказывай.
Мария, наконец, услышав в словах бывшего мужа поддержку, расплакалась. Впервые за все время открыто, не стесняясь. Сквозь слезы она рассказала, как врачи сказали, что девочка мертвой родилась, как она её выхаживала, как с ней занималась. Как сыновей своих упустила, к добру не приучила. Как бедная девочка с болезнями боролась. Как она всегда одна была, без друзей и поддержки со сторону родных братьев. Как сейчас, наконец, когда у неё все хорошо: отлично учится в институте и у неё много друзей, Мария не может их содержать.
- Чем я тебе могу помочь? У меня семья, дети. Знаешь, сколько им нужно!? – Задумался Андрей, потом испугавшись, что бывшая жена уйдет, спохватился.- Могу помочь, есть у меня квартира. Она мне от тетки досталась. Семья не знает о ней ничего. Я на дочь дарственную напишу. А у меня просьба её не продавать. Хотя, что это я условия ставлю. Я подарю, а вы делайте, что хотите. Да, еще будет условие, если уж ты допустила меня к своей жизни опять. Я приглашаю вас с детьми и внуком в субботу к себе на дачу.
- А жена?
- Что жена? Она женщина, а не монстр. – Андрей улыбнулся, и Марию охватили знакомые чувства нежности.
******
Жена Андрея оказалась женщиной спокойной и добродушной. Она радушно приняла бывшую семью своего мужа. Особенно радовался такому повороту Алешка. Он бегал от одной к бабушке к другой, потом к деду, хлопая огромными ресницами и не понимая, откуда на него свалилось такое счастье.
Ася, оставшись наедине с папой, вдруг почувствовала желание рассказать ему обо всех своих обидах, которые приключились за такую короткую, и как ей казалось бесконечную жизнь.
- Это смешно? – обиделась Ася, заметив, что отец улыбается, когда она едва сдерживает слезы, - Вам смешно?
- Да нет, просто я вдруг подумал о том, что тебя одноклассники жабой звали – это в отца! Меня звали сусликом. И дружить со мной тоже не особо стремились.
- Вас? Вы такой… - Ася не могла подобрать слова, глядя на мужчину. Высокий, красивый, умный, все эти термины не подходили для отца.
- Это я сейчас такой, а в школе был низким, щуплым и с маленькой головой.
- А у меня наоборот голова большая, - пожаловалась Ася. – Это я после родов поправилась немного, и стало меньше заметно. Может быть, поэтому в институте ко мне нормально относятся.
- Голова у тебя пропорциональная. А в классе просто мнение большинства считалось нормой, в институте есть другие критерии оценки. По способностям, например и доброте. Я еще хотел спросить, - перевел разговор Андрей, - Ты отцу ребенка говорила, что он папой стал?
- Нет, он меня бросил на выпускном вечере, я рассказывала. – Ася не могла сдержать раздражение, - Зачем Вы спрашиваете?
-Не бросил, а изменил, это разное. Он имеет право знать, что стал отцом твоего ребенка. А как дальше себя вести это уж его дело. И если тебе моё мнение важно, обязательно ему скажи. А то будет как у нас с тобой. Кто знает, как бы сложилось, если бы я о тебе раньше знал.
И еще, - отец говорил специально медленно. – Я не понял, почему у тебя с родными братьями, моими сыновьями, - он специально подчеркнул, - такие плохие отношения.
- Я не знаю, ни когда не знала. Они меня всегда не могли терпеть. Издевались больше, чем одноклассники.
- Разберемся, - пообещал отец.
Ася не знала, что будет дальше, но ей стало легко и спокойно. Так, как не было никогда раньше.